Опубликовано в Gazeta.Ru от 11-08-1999 (Выпуск No 112) Оригинал: http://gazeta.ru/frei/11-08-1999_golod.htm |
Щ.Author Макс Фрай В рассказе "Искусство голодания", абсурдном, гнетущем, сводящем с ума - как все, что вышло из-под пера Франца Кафки, - повествуется о голодании, возведенном в ранг своеобразного "эстрадного искусства" и превращенном в популярное массовое шоу.
"Тогда весь город говорил о голодающем артисте, от одного дня голодания к другому число посетителей увеличивалось, каждый хотел увидеть голодающего хотя бы раз в день; чуть позже уже появлялись держатели абонементов, которые целыми днями сидели перед маленькой клеткой; и даже ночью зрелище продолжалось - для увеличения эффекта при свете факелов. В хорошую погоду клетку выносили на улицу и тут уже главными зрителями голодающего артиста были дети."
Сохраняя спокойную, беспристрастную интонацию наблюдательного рассказчика, Кафка отмечает один небезынтересный феномен:
"На сороковой день дверь обрамленной цветами клетки открывалась, восторженные зрители заполняли амфитеатр, играл военный оркестр, в клетку заходили два врача, чтобы осуществить необходимое освидетельствование артиста, через мегафон залу сообщались результаты, и затем подлетали две молодые дамы - счастливые тем, что выбрали именно их, - и помогали артисту выйти из клетки и спуститься по ступенькам вниз, туда, где на маленьком столе его ожидала специально приготовленная по этому случаю щадящая лечебная трапеза. И в этот момент артист всегда сопротивлялся."
Несколькими абзацами позже следует признание: "артист" голодал потому, что не мог найти еду себе по вкусу. "Если бы я нашел ее, поверь мне, я бы не стал привлекать к себе никакого внимания, а ел бы в свое удовольствие, как ты и все остальные люди", - признается он перед тем, как умереть.
Можно сколь угодно долго разглагольствовать о "гладе духовном" - я не буду утомлять вас высокопарными рассуждениями. Замечу только, что блестящая и лаконичная метафора Кафки, помимо прочего, как нельзя лучше описывает читательский голод (зачастую неосознанный). Можно прожить долгую жизнь и умереть, так и не пристрастившись к чтению - просто потому, что так и не нашлось "еды по вкусу" - просто на глаза вовремя не попалась...
Впрочем, аллах с ними, с нашими смешными читательскими проблемами! По большому счету, "голодный" - всего лишь синоним слова "живой". Как справедливо заметил Кафка, - "любое голодание имеет свой предел" - со всеми вытекающими последствиями. Бессмысленная смерть голодающего ужасна - впрочем, она не лишена и некоторого, типичного для Кафки, комизма; а освободившуюся клетку занимает молодой леопард, переполненный радостью жизни, не тоскующий даже по свободе, потому что "это благородное, до последнего мускула наделенное всем необходимым тело даже и свободу носило с собой". Подозреваю, что Кафка вложил в заключительные строки "Искусства голодания" немало горечи и сарказма, но великолепный леопард, появившийся в финале его рассказа кажется мне добрым знаком - вне зависимости от первоначальных намерений автора.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |