Опубликовано в Gazeta.Ru от 28-06-1999 (Выпуск No 080)
Оригинал: http://gazeta.ru/flopovod/28-06-1999_graph.htm


Алексей Клецель, <evner@softhome.net>
Царь горы и придворные. Арсенал графика


Рассчитывая свои статьи прежде всего на русскоязычных коллег, считаю особенно важным преодоление стереотипа, что графика - суть Photoshop и FreeHand. Это какая-то магическая формула, волшебные слова, отворяющие, по мнению масс, все ворота. Страх перед компьютером, подогреваемый нетехническим складом ума большинства и общей сложностью используемых технологий является неисчерпаемым источником проблем, сильно сокращает арсенал средств дизайнера. За кадром остается колоссальное количество программ, заслуживающих внимания.

Философский камень

Adobe Photoshop, без сомнения, сегодня (равно как и в прошлом), "царь горы", одна из самых стабильных, мощных, гибких, наиболее продуманных графических программ из всех существующих для РС и Macintosh. Правда, я отклоняюсь от провозглашенной темы - малоиспользуемые в нашей стране программы, но как фан продуктов Adobe мимо Photoshop'а пройти не могу.

При всех своих преимуществах даже Photoshop имеет недостатки. Наиболее заметный из них - высокая требовательность к ресурсам. Чтобы программа не обращалась к виртуальной памяти, считается, что ей должно быть доступно в 5 раз больше RAM, чем размер обрабатываемого файла. Имеется в виду размер открытой (развернутой в памяти) картинки, а не объем файла на диске, т.к. ввиду применяемой архивации при сохранении размер картинки уменьшается, в среднем, процентов на 30. Однако даже если памяти достаточно, Photoshop все равно образует 800-килобайтный временный (temp) файл на Windows и 1.2 Mb - на Macintosh. Чтобы обмануть его, на Маке есть возможность создать виртуальный диск (имеет смысл это сделать, если у вас есть более чем 100 Mb RAM). Делается это в пульте (Control Panel) Memory. После перезагрузки машины на рабочем столе появится RAM Disk. Чтобы он начал работать, не забудьте сделать его First Scratch Disk в Preferences Photoshop'а.

На Windows для оптимизации скорости нужно закрыть все остальные программы, на Macintosh - выделить максимум памяти Photoshop'у и, на обеих платформах, периодически перезагружать программу, чтобы уничтожить разросшийся "темповый" файл. Если рабочий проект большой, то есть его долго сохранять и открывать снова, то держите под рукой маленький файл и периодически его пересохраняйте. Каждое сохранение любого из открытых файлов ведет к перестройке и оптимизации общего файла подкачки. В любом случае, обработку файлов размером в сотни мегабайт лучше производить на Маке, он гораздо быстрее, чем PC, а Mac OS надежнее Windows. Здесь как нигде требуются перечисленные качества, всегда обеспечивавшиеся на Macintosh, и в этом с ним не может соперничать РС, пусть даже с Pentium III, но произведенный дядюшкой Лю из Шанхая и купленный за $800.

Что еще можно сделать? Хорошую экономию даст работа в RGB с конвертацией в CMYK только в конце. Получается выигрыш, примерно, в четверть за счет лишнего цветового канала. Чтобы видеть, как это будет в CMYK, включите View>Preview>CMYK. Удаляйте лишние каналы и слои, можно убрать участки нижних слоев, скрываемые верхними, а также обрубить невидимые участки растра, выходящие за пределы видимой области (если они, конечно, не нужны) путем выбора всего (Ctrl (Cmd) + A) и обрезанию (Image>Crop). Все, что было за видимой областью - удаляется.

Наконец, медленную перерисовку тяжелых файлов можно ускорить, увеличив в Preferences во вкладке Image Cache значение Cache Levels (изменяется в диапазоне от 1 до 8). За более быструю перерисовку придется заплатить увеличением файла подкачки.

Эликсир молодости

Болезни "царя горы" (для любителей Толкиена - под горой) привели к появлению молодых конкурентов. Наиболее заметные из них - Corel PHOTO-PAINT, Life Picture и Macromedia xRes. PHOTO-PAINT, правда, не такая уж новинка. Я его видел еще в 4 и 5 версиях пакета CorelDRAW. С тех пор он изменился до неузнаваемости. К восьмой версии получился гибрид старого PHOTO-PAINT'a и Photoshop'a плюс обработка видео. Комбайн какой-то! PHOTO-PAINT 8 имеет контекстно-зависимую панель кнопок и интерфейс CorelDRAW, что видится его несомненным преимуществом. Кроме того, он впитал в себя строение команд и чуть ли не все функции Photoshop, может редактировать видеоряд, как бы заменяя собой Photoshop и Premiere. Программа очень удобная, наверное, единственная из всех понимает на все сто процентов формат Photoshop 4.

Но за сверкающим фасадом обнаруживаются недоработки, характерные для Corel. Чем глубже входим в программу, тем больше встречаем недоделок. По стабильности, столь важной в области обработки растровой графики, с Photoshop'ом, конечно, не сравнить. Существуют версии Corel PHOTO-PAINT 8 для Windows и Macintosh. Не имея шансов на Маке, программа является, на мой взгляд, хорошим решением для любителей графики на РС.

Золотой свинец

PHOTO-PAINT я сравню с прусской армией под Аустерлицем: красиво, в строю, с развернутыми знаменами безуспешно атакующей Старую Гвардию Бонапарта. Продолжая сравнение, Life Picture с xRes уподоблю русским партизанам с вилами, уничтожающих зимой тылы Великой армии Наполеона. Если PHOTO-PAINT идет "врукопашную", атакой в лоб пытается отбить рынок у Photoshop'a, то две других программы, как настоящие герои, идут в обход. Они используют технологию обработки экранных образов, а не самих изображений, что дает очень заметный прирост скорости, позволяя даже на слабых машинах работать с большими файлами.

Life Picture - очень мощное Мак-приложение, являющееся прямой альтернативой Photoshop'у. Его интерфейс и техника работы совершенно не похожи на то, что использует "царь горы". Только разновидностей слоев там имеется штук одиннадцать. Ввиду дороговизны, сложности освоения и невозможности редактирования напрямую стандартных форматов файлов, Life Picture не получила широкого распространения.

Macromedia xRes, напротив, позиционируется на рынке как дополнение к Photoshop. Программа очень похожа на его третью версию действием и на седьмой FreeHand интерфейсом. Вся хитрость xRes спрятана в меню Modify>Work Mode>. Режим Direct, как вытекает из названия, это редактирование изображений напрямую, как в Photoshop'е. xRes в режиме Direct работает вдвое медленнее, чем Photoshop, и никакого интереса не представляет. Второй режим, который так и называется "xRes", переключает одноименную программу в режим работы с экранными образами, как в Life Picture.

Для работы в специальном режиме xRes требует, так же как и Life Picture, сохранения файла в своем формате - LRG (Large, очевидно), представляющий собой, в сущности, что-то вроде базы данных. На ее основе на этапе обработки генерируется экранное представление с экранным же разрешением. Таким образом, пользователь и его маленький компьютер работают с объемом растровых данных весом не более пары мегабайт и, если есть слои (в xRes они называются Objects), то до четырех, что, согласитесь, может пережевать любая машина.

LRG может содержать только одно растровое поле, таким образом, не поддерживает слои (объекты). Когда в вашем проекте стало больше одного объекта и вы хотите его сохранить, xRes предлагает сохранить каждый объект в формате LRG и связывающий их файл - в формате MMI (Macromedia Image). Его-то вы и открываете, когда хотите продолжить редактирование "слоеного" файла.

Как я уже упоминал, все операции производятся над экранным образом, причем исключительно над его видимой частью - даже то, что закрыто палитрами, не просчитывается. Таким образом, разворот изображения любого размера (это может быть хоть полгигабайта) на угол, не кратный 90 градусам (17, например), - достаточно тяжелая операция, требующая серьезных вычислений, - производится за несколько секунд!

Неудобством xRes является задержка в 1-2 секунды, происходящая из-за обновления экранного образа, следующая чуть ли не за любым действием: изменение масштаба, перемещение всех видов окон (в том числе палитр) и, конечно, преобразования изображения. Этого недостатка нет в Life Picture. Другой минус xRes, причем довольно серьезный, это невероятная прожорливость (другого слова не подобрать) ее файла подкачки, который легко достигает нескольких сотен мегабайт и более.

По окончании работы выполняется экспорт в один из стандартных форматов. Этот процесс напоминает визуализацию (Rendering) 3D и анимационных программ. На этом месте xRes задумывается, и надолго.

Последняя версия xRes - третья... и последняя. По каким-то причинам Macromedia отказалась от дальнейшей разработки этого продукта, а жаль.

Святые мощи

Adobe Illustrator - пасынок Adobe. Такое впечатление, что эту программу делают одни люди, а все остальные продукты компании - другие. Из версии в версию кочуют странные недоработки. Если CorelDRAW, практически, самодостаточен, во FreeHand'е (в паре с Photoshop'ом) можно сделать, что хочешь, то одна такая удивительная вещь, как отсутствие поддержки многостраничности делает Illustrator вспомогательным приложением, к которому обязательно требуется программа обработки растра и верстки. Так же удивляет ее система работы со шрифтами. Многие первые версии Illustrator'а (на РС - вплоть до седьмой) могли использовать только шрифты Type 1. До сих пор нужна мощная видеокарта, чтобы в Illustrator'е не тормозилась перерисовка экрана.

Тем не менее, в Америке и России Illustrator имеет большее распространение, чем FreeHand. Существует что-то вроде фан клубов Illustrator'а, один из них расположен на московском сервере www.illustrator.ru. Illustrator обладает каким-то внутренним обаянием (как Macintosh), если так вообще можно сказать о программе. В полной мере оправдывает свое название - в ней, действительно, очень удобно готовить векторные иллюстрации. Правда, к сожалению, в Illustrator'е, нет эффектов прозрачности, как в CorelDRAW или FreeHand'е, зато присутствует очень мощный и гибкий инструмент Paintbrush, позволяющий, в частности, достаточно достоверно имитировать мазки кисти. У инструмента Gradient Mesh нет аналога в конкурирующих программах.

Также Illustrator открывает на редакцию любые файлы EPS, который является ее родным форматом. Интерфейс программы и горячие клавиши соответствуют стандарту Adobe, что сильно облегчает изучение и использование Illustrator'а пользователями Photoshop. Во многом на базе Illustrator'а Adobe разработала новый пакет верстки InDesign, который называют "убийцей Quark'а". Все три программы войдут в следующую версию пакета Adobe Graphics Studio, выходящего летом, когда будет выпущен окончательный релиз InDesign. Они представляют собой мощнейший комплекс для дизайна и верстки из ныне существующих на рынке.

Бубен шамана

Microsoft Word 98 (в роли шамана выступает сами знаете кто). Собственно говоря, Word я не знаю настолько, чтобы писать об этой программе, но кое-что полезное для читателей все же могу сообщить.

Office 98 - последняя версия этого всемирно известного пакета, вышедшего в прошлом году для Macintosh. Я не буду здесь рассказывать грязную историю о том, как агенты дядюшки Билла шантажировали Apple возможностью появления Office 98 на платформе Macintosh в обмен на отказ от выхода на Windows QuickTime 3, с возмущением рассказанную мне моим знакомым. Остановлюсь только на маленьком вопросе, уже дважды поднимавшемся на страницах газеты: как перебросить русские тексты с Мака на РС и назад?

Для этого необходимо:

Apple Cyrillic Kit устанавливает в систему несколько своих шрифтов: Прямой Проп, Бастион, Латинский и некоторые другие. Текст, написанный с их использованием в Word 98, открывается в Word 97 с сохранением всего форматирования, кадров и пр. Нужно только выбрать все и заменить ненайденный в системе маковский шрифт каким-нибудь писишным. Точно так же осуществляется перенос текста с РС на Мак.

Пользователи русификатора cRussify 2.5 имеют возможность пользоваться всеми русифицированными шрифтами, установленными в системе. cRussify 2.5 можно бесплатно выгрузить с сайта www.macintosh.ru. Возможно, описанный прием работает так же с Word 95 и с другими маковскими системами русификации, я не проверял.

В целом, Office 98 оставляет очень приятное впечатление. Так говорят специалисты, и я к ним присоединяюсь. Правда, пишут, что Word 98 - тяжелая программа, требует ресурсов чуть ли не столько же, сколько Photoshop, но на моем G3 торможения не заметно.

Нужно признать, что на этот раз Microsoft по-настоящему постаралась для Макинтош. Спасибо!

Живая вода

Adobe не стоит на месте. Одни из последних разработок - программы ImageReady и ImageStyler, предназначенные для подготовки интернетовской графики.

ImageStyler рассчитан на широкие круги пользователей - в его среде можно от и до подготовить графику интернетовского сайта.

ImageReady является, фактически, приложением к Photoshop'у и ориентирована на профессиональное использование. Понимает формат пятого Photoshop'а со всеми новыми "примочками", как то: текстовые слои, эффекты слоев, палитра History, сохранена палитра Actions.

ImageReady - это урезанная Photoshop, где оставлены и развиты только функции, касающиеся Web-дизайна. Палитра Channels перестала существовать, альфа-канал добавляется из меню Layer к каждому слою отдельно и сильно напоминает функцию маски слоя. Появились возможности оптимизации графики для форматов GIF, JPEG, PNG-8 и PNG-24. Само окно открытого файла имеет две вкладки: Original и Optimized (названия говорят сами за себя). Внизу, в двух раскрывающихся списках, можно определить, чтобы программа показывала расчетное время загрузки при разных скоростях соединения, оригинальный/оптимизированный размер файла и др. Палитра Optimize позволяет выжать из изображения все лишнее, палитра Optimized Colors показывает все использованные в GIF и PNG-8 цвета. Можно отдельно сохранять оригинальную и оптимизированную версию.

В ImageReady очень просто и удобно решена GIF-анимация, а также система сохранения из многослойных PSD-файлов интернетовских форматов: плющить изображение не нужно, совмещенная копия всех видимых слоев делается автоматически.

Pathfinder

Напоследок я оставил пару простых, но очень полезных программок. Отгадайте с одного раза, чьи они? Конечно, Adobe! Они решают две проблемы. Adobe Streamline - трассировка растровой графики (перевод ее в векторное представление) и Adobe Dimensions - трехмерные построения.

"Разве мало 3D-программ?", - спросят знатоки и любители. Полно! Только вся область трехмерной графики и анимации настолько сложна, что занимающийся ею серьезно уже не может заниматься ничем другим. Поэтому Adobe разработала вспомогательную программу, которая выполняет простые и сложные 3D-построения, может натягивать растровые карты на объекты, легко обменивается данными с Illustrator'ом (FreeHand'ом, CorelDRAW через формат Illustrator'а) и с Photoshop'ом. Очень проста в освоении.

Последняя версия для Macintosh и Windows - третья, и что-то давно не было обновлений. Краткое описание принципа работы Adobe Dimensions можно найти у меня на сайте.

Adobe Streamline - маленькая, предельно простая программа для трассировки. Хорошая трассировка растра - это максимальная точность с минимальным количеством узлов в кривых. Процесс трассировки основан на поиске цветовых и тоновых контрастов. Все известные векторные редакторы имеют встроенную функцию трассировки, но выполняют ее плохо. В пакете CorelDRAW 7 была конкурирующая программа Corel OCR-TRACE, которая умела даже английские тексты распознавать, тем не менее, по качеству трейсинга заметно уступала Streamline.

Как работает Streamline? Говорить тут, собственно, нечего: нажимаем Ctrl (Cmd)+R, готовую работу сохраняем в формате Adobe Illustrator 3, открываем в любой программе. Все.

Post Scriptum: несведущему читателю родительски объясню смысл некоторых упомянутых вещей. Как святые мощи оказались среди алхимических и всяких там волшебных приспособлений? И что такое Pathfinder?

Pathfinder (следопыт) - марсоход из последней американской экспедиции на Марс. Также Pathfinder'ом называется группа фильтров для работы с векторами в Adobe Illustrator. Path по-английски и есть вектор.

Святые мощи. Как им не оказаться в колдовской и магической компании, если принцип действия у них очень сходный. В былые времена народ всякие талисманы носил, состриженные волосы прятали, верили в способность рога единорога отличать отравленное вино. Так же точно мощи праведников носили по зараженным чумой городам Европы, полагая, что они исцелят людей.

Кто со мной не согласен, может писать на evner@softhome.net.
О смысле других подзаголовков (и разделов) пусть читатель догадается сам.

Адреса описываемых программ в Интернете:
Photoshop, Illustrator, ImageStyler, ImageReady, InDesign, Streamline, Dimensions
www.adobe.com
Corel PHOTO-PAINT
www.corel.com
Macromedia xRes
www.macromedia.com
Word 98
www.microsoft.com

Статья опубликована с любезного разрешения Израильской газеты Интерфейс

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.