Опубликовано в Gazeta.Ru от 27-07-1999 (Выпуск No 101)
Оригинал: http://gazeta.ru/flopovod/27-07-1999_tree.htm


Дмитрий Турецкий, <dmitri@listsoft.com>
О пользе и вреде обобщений

Компьютеры (как, вероятно, и любая другая деятельность) - штука довольно сложная. Если попытаться представить какое-то действие графически, то получится дерево, которое начинает активно ветвиться практически сразу у основания. Каждое решение "вызывает к жизни" новую ветвь, где снова надо принимать решения. Приближаясь или отдаляясь от этого дерева, мы будем получать то более, то менее детальную картину. При этом очевидно, что если мы попытаемся сделать картинку определенного "размера", то либо в нее попадет большой кусок дерева, но "сфотографированный" издалека и, соответственно, мелкие ветки на ней будут неразличимы; либо же в ней достаточно подробно прорисуется какой-то кусочек дерева со всеми подробностями (но в пределах разрешающей способности оптики :), однако пропадет общая картина. С другой стороны, если поставить целью сделать подробную картинку какого-то куска, то при приближении к дереву размер картинки будет быстро расти, чтобы вместить все большее количество деталей, и в конце концов картинка достигнет такого размера, что рассматривать ее, опять-таки, придется издалека.

Другими словами, в своих заметках я могу либо набрасывать общие контуры этого "околокомпьютерного дерева" или отдельных его ветвей; либо более или менее подробно нарисовать какой-то отдельный листочек, который мне чем-то понравился; либо описать какой-то маршрут движения по ветке от точки А до точки Б, не рассматривая ответвления. У любого из этих вариантов есть очевидные минусы: в первом случае картинка имеет скорее эстетическое, чем практическое применение; во втором - нет никакой гарантии, что описанный мной листочек является самым красивым (особенно если учесть, что вкусы у всех людей различаются); в третьем - приходится опускать множество альтернативных маршрутов, не говоря уж о том, что что та точка Б, путь к которой я описываю, может интересовать далеко не всех.

Есть и еще одна сложность: все связанное с компьютерами развивается очень активно и быстро меняется. Соответственно, чем больше деталей содержит картинка, тем скорее она начнет представлять исключительно исторический интерес. Именно поэтому я не очень люблю всяческие книги и об Интернете - за время от написания до издания они успевают устареть...

Вообще, работа компьютерщика весьма похожа на складывание головоломок: сначала надо представить общую картину того, что требуется получить, затем собрать воедино отдельные кусочки, детально описывающие каждую развилку. Причем процесс этот может состоять из довольно большого числа шагов, постепенно все более детализирующих картину. Понятно, что успех и скорость работы будут сильно зависеть от знаний, опыта компьютерщика (его умения представить общую картину дерева и найти нужную ветвь) и его умения быстро найти кусочек с детальным описанием той или иной развилки.

В общем-то, я думаю, что такое же дерево получается в любой области человеческой деятельности, разве что компьютерное будет несколько повыше, поразвесистее и попушистее...

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.