Опубликовано в Gazeta.Ru от 25-05-1999 (Выпуск No 056)
Оригинал: http://gazeta.ru/flopovod/25-05-1999_user.htm


Дмитрий Турецкий, <dmitri@listsoft.com>
Replace the user and press any key

Не секрет, что мечта любого сисадмина - избавиться от юзеров с их бестолковыми действиями и глупыми вопросами. А мечта пользователей - избавиться от сисадмина с его непонятными требованиями и ограничениями. Но пользователям сложнее - большинство из них понимает, что без сисадмина компутеры работать не будут. Откуда же берется эта неприязнь, все эти "ламеры", "RTFM-ы", "LMD"?

В общем-то, ничего непонятного тут нет. Разные интересы, разные знания. Многое из того, что кажется самоочевидным любому компьютерщику (особенно, если он не помнит, как сам задавал те же самые вопросы :)), является откровением для пользователя. А уж если пользователь использует компьютер только как инструмент и совсем не интересуется, "что там у него внутри", то и подавно. Правда, и инструментом надо уметь пользоваться...

Для себя я разделил пользователей на пять групп, которые назвал: профи, неофиты, пользователи, ламеры и работники. "Профи" - это профессионалы в компьютерах, которые по той или иной причине вылезают в незнакомую им область. Например, есть у меня хороший знакомый, замечательный программист, который до последнего времени никогда не работал с сетями (более того, он и "Офисом"-то пользовался всего раза два). Как правило, такие люди максимум информации получают самостоятельно и довольно быстро, а если и задают вопросы (даже наивные), то они грамотно поставлены и не повторяются. Общаться с ними очень интересно, т.к. обычно узнаешь для себя много нового из их области специализации.

"Неофиты" - это люди, как правило, недавно познакомившиеся с компьютером и влюбившиеся в него. С жизнерадостностью играющего щенка они нажимают на все подряд, ставят все программы и вытворяют такие штуки, о которых нормальный человек никогда бы и не подумал. Вопросы (и время их задавания!) непредсказуемы, действия - непредугадываемы. Если такой человек завелся среди ваших знакомых, то это бывает весело, хоть и раздражает иногда, но если ТАКОЕ у вас на работе... Дальнейшее развитие может идти в две стороны: неофит может стать профи, а может и ламером. В очень редких случаях переходит в разряд пользователей.

"Пользователи" - это самая приятная для сисадмина группа. Это профессионалы в некомпьютерной области, которые используют компьютер как инструмент для работы. Понимают логику действий, и если им один раз показать, как вытаскивают из принтера зажеванную бумагу, в дальнейшем справляются с этой задачей самостоятельно. Практически не вызывают проблем, за исключением вопросов, "нельзя ли с помощью компьютера сделать то-то и то-то", но ведь в ответах на такие вопросы и состоит работа, не так ли?

"Ламер" - это человек(?), обладающий поверхностными и зачастую неправильными знаниями о компьютерах, но считающий себя профессионалом. Наиболее раздражающий тип. Усваивать информацию практически неспособен. Любимое занятие - задавать дурацкие вопросы, выслушивать ответы с видом я-все-это-давно-знаю, и тут же делать все наоборот. К сожалению, очень часто встречается среди начальства, особенно если оно (начальство) прочитало книжку из серии "Windows за полтора дня". В очень редких случаях человек может быть профессионалом в одной области и ламером в другой.

"Работник" - это некое сочетание пользователя и ламера, т.е. человек, изредка пользующийся компьютером, опасающийся его и не желающий учиться. Вопросов, как правило, не задает, а если и задает, то ответов не запоминает (и зачаcтую не понимает). Может несколько раз в день повторять одну и ту же ошибку, считая, что все это подстроено специально. Втайне уверен, что сисадмин не нужен вовсе и что без его "происков" все работало бы без проблем. Активно противится любым нововведениям.

Разумеется, такая классификация достаточно условна, но она позволяет определить свое отношение к тому или иному человеку и избежать нервного истощения. К сожалению, у нас не распространена практика сертификации сотрудников (например, получения микрософтовских сертификатов MCP), поэтому на сисадмина ложится еще и дополнительная задача обучения сотрудников. Но ведь далеко не все "компьютерные профессионалы" являются хорошими преподавателями...

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.