Опубликовано в Gazeta.Ru от 27-05-1999 (Выпуск No 058) Оригинал: http://gazeta.ru/echo.msk.ru/27-05-1999_denek.htm |
До первого января 2000-го года осталось... двести девятнадцать дней
27-го мая 1794-го года родился магнат железнодорожного и морского транспорта Корнелиус Вандербильт. Этот американец считается образцовым предпринимателем, о котором пишут в учебниках по экономике, этакий self-made man, то есть человек, сделавший себя сам. Да и капитал свой, в 100 миллионов долларов, сколотивший самостоятельно.
Корнелиус Вандербильт не особенно страдал из-за отсутствия сына- наследника и все свое состояние оставил дочери, а та в свою очередь своей дочери, внучке знаменитого магната. Кстати, о богатых и знаменитых. 27-го мая 1819-го года на свет появился несчастливый наследник Ганноверского престола Георг V.
Внук безумного Георга Третьего, британского короля, в детстве заболел и перестал видеть одним глазом, а в 1833 году из-за несчастного случая потерял и другой. Воображение заменило ему реальный мир, и Георг, как пишет о нем "Британника", считал себя наследником великих германских государей, способным возродить Священную Империю. Ганноверское королевство уже существовало отдельно от Британии, и по смерти отца Георг восходит на трон в ноябре пятьдесят первого. Слепой монарх борется с сеймом и вопреки воле собрания не соглашается на нейтралитет в прусско-австрийской войне. В шестьдесят шестом Пруссия съедает Ганновер, а несчастный король проживет еще двенадцать лет, умрет в Париже, но будет похоронен в Англии, в Виндзорском замке.
Увидеть Париж и умереть - звучит банально, а вот из банальной картошки сделать необыкновенную, ту, которую съел - и не умер, дело целой жизни родившегося 27-го мая 1889-го года советского селекционера Александра Георгиевича Лорха. Александр Георгиевич вывел сорт Коренёвский и картошку-однофамилицу - Лорх.
"Если вы не согласны со мной, значит вы меня просто не слушали", - так закончил пресс-конференцию советник президента по вопросам безопасности Генри Киссинджер в 1973 году, в том же году он получил Нобелевскую премию мира. Наша страна обязана Киссинждеру прежде всего тем, что во времена холодной войны президент США Ричард Никсон посетил Москву, тем самым дав закрепиться в советском сознании облику вероломного врага, бомбящего Вьетнам. Вам это ничего не напоминает?
Нет пророков в своем отечестве, они живут за границей, и зачастую их возвращение сопровождается маршем фарисеев. 27-го мая 1994-го года после 20-летней эмиграции Александр Исаевич Солженицын вернулся в Россию. Александра Исаевича ждали как Достоевского и Толстого вместе взятых. Уже и "Архипелаг ГУЛАГ", и "Красное колесо" были напечатаны, и тираж толстых журналов вырос до масштабов невероятных, и почва была подготовлена, и сердца исполнены веры в либеральные ценности, уже и август 1991, и октябрь 1993 остались позади. А Солженицын все не ехал, все выжидал.
Постепенно надежды на Солженицына забывались, худо ли бедно, Россия обустраивалась без его участия. Наконец он приехал. Не с Запада, а с Востока, и если бы это случилось ранее, то подобное пришествие в Россию рассматривалось бы как нечто символичное и особенно значимое. Теперь же в этом торжественном шествии по стране от Сибири до Москвы в сопровождении западных журналистов виделось что-то неприятно-вычурное. В результате возвращение Солженицына знаменовало конец эпохи великих писателей, пророков и мессий, способных словом изменить мир, то есть становилось как бы фактом истории литературы.
От истории литературы - к истории России. Лжедмитрий I, он же - Митька-врун, он же беглый дьякон Чудова монастыря Григорий Богданович Отрепьев, был убит заговорщиками-боярами в этот день 1606-го года.
У кого-то мальчики кровавые в глазах, у иных на глазах росли вундеркинды, такие как французский композитор Фроманталь Алеви, который родился 27-го мая ровно 200 лет назад. Элиас Леви, вошедший в историю музыки как Фроманталь Галеви, поступил в Парижскую консерваторию, когда ему было девять лет. Среди учителей был именитый Луиджи Керубини, который не мог нарадоваться на вундеркинда, постепенно превращавшегося в зрелого музыканта.
Место под парижским музыкальным солнцем нашлось для Галеви быстро и бесповоротно: после совершенствования мастерства в Италии, достигнув солидного двадцативосьмилетнего возраста, он привлек к себе внимание премьерой одноактной оперы "Ремесленник" на сцене театра Фейдо. Славу ему принесла опера "Еврейка", шедшая в России сначала под кличкой "Жидовка", а затем приобретшая политически корректное название "Дочь кардинала". Она была поставлена на сцене Парижской Оперы в 1835 году с участием великого тенора Адольфа Нурри, принимавшего активнейшее участие не только в создании противоречивого образа Элеазара, но и в разработке драматургии вообще, при том что автором либретто был не кто иной, как мастер "хорошо сделанной пьесы" Эжен Скриб. Дирекция Оперы не верила в успех "Еврейки" - и потому для премьеры не пожалели всевозможных постановочных эффектов, включая появление на сцене двадцати живых лошадей, позаимствованных из цирка.
Успех превзошел все ожидания, и "Еврейка" надолго стала шлягером под стать "Гугенотам" Мейербера. Партию Элеазара перепели все тенора от Марио до Энрико Карузо и Хосе Каррераса. В следующем сезоне Венская Штаатсопер покажет новую постановку шедевра Галеви под управлением энергичной американки Симоны Янг.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |