Опубликовано в Gazeta.Ru от 23-06-1999 (Выпуск No 077)
Оригинал: http://gazeta.ru/echo.msk.ru/23-06-1999_denek.htm


Артем Варгафтик, Сергей Бунтман, Николай Александров, Юлия Мосиенко
Радиостанция "Эхо Москвы"
23 июня 1889-го года родилась Анна Ахматова

До первого января 2000-го года осталось... сто девяносто два дня

23-е июня- это не только День Ивана Купала, то есть славянский языческий праздник почитания воды и солнца, а значит и настойчивых людей с ведрами, стремящихся окатить вас водой, убеждая, что только при этом условии вы будете счастливы. Оказывается, счастья можно добиться и не портя дорогую одежду и настроение, просто-напросто надо отказаться от престола. Как, собственно, и сделал рожденный 23-его июня 1894-го года принц Уэльский  Эдуард восьмой.

Единственный британский монарх, отрекшийся от престола по собственной воле. Старший сын Георга Пятого и королевы Марии получил обычное для принца образование. Во время Первой Мировой рвался на фронт, но его оставили при штабе: мало ли, попадет в плен, а  немцы будут шантажировать Лондон.  Эдуард, как никто, знал Империю: он объездил доминионы и колонии от Австралии до Канады. Вроде бы идеальный монарх. Но ведь устроил он скандал, женившись на разведенной американке и, поставленный перед дилеммой "корона-жена", выбрал "Женщину, которую люблю" - так и сказал по радио. 

Официальные историки никак не могут этого пережить, а потому все время тонко намекают на недостатки Эдуарда: госделами он не интересовался и Гитлеру якобы симпатизировал, и в парламент ездил не в коляске а в закрытом автомобиле. А не отрекись он от престола, каков был бы тон?

Тоном выше, тоном ниже - какая разница, скажете вы и ошибетесь, поскольку 23-ее июня уделяло огромное значение музыке и качеству её исполнения, может потому и родилось так много талантливых музыкантов именно в этот день. 23-его июня 1837-го года на свет появился французский композитор Эрнест Гиро, который после смерти легендарного Бизе написал речитативы к "Кармен", а в 1913-ом году своим рождением Хелен Хьюмс открыла новую эру в исполнении блюза и свинга, кстати ей принадлежал мировой рекорд по продолжительности исполнения скэта, то есть по  подражанию музыкальным инструментам, посредствам голоса.

Рожденному же в этот день 1824-го года Карлу Райнеке подражать инструментам не приходилось. Он был пианистом, композитором и дирижером одновременно. Он прожил 86  лет и закончил свои дни почетнейшим музыкальным пенсионером города Лейпцига, своего рода живой достопримечательностью из того же ряда, в котором жители Саксонии числили своего кантора Баха и основателя своей лучшей консерватории Феликса Мендельсона.

Райнеке сочинял много и умело, по качеству и тщательности отделочной работы его сочинения стоят значительно выше многих современных шедевров. 200 опусов Карла  Райнеке в ХХ веке почти исчезли из поля зрения исполнителей, во многом  - еще и потому, что, как говорил Эдисон Денисов об одном из коллег, "такую музыку я могу сочинять каждый день по много страниц и без всяких затруднений"... Изменился критерий - стали цениться именно затруднения композитора, а музыка, которая легко и спокойно слушается, как симфонии Райнеке, без боя  отошла в архивы. Но деятельность профессора и эксперта по правильности классических пропорций Карла  Райнеке доказывает, что "великих и гигантов" на самом деле нет, есть только известные имена. А профессия и реальные навыки от известности не зависят никак.

Истинная правда. Вот например, рожденный 23-его июня 1907-го года Джеймс Эдуард Мид большинству известен, как английский экономист, преуспевающий бизнесмен, ну в крайнем случае как лауреат Нобелевской премии 77-го года. Между тем, Джеймс Мид увлекался рыбалкой и был  фанатиком всего, что имело леску, крючок и, конечно, тех, кто ел червячков. Мид имел два собственных магазина рыболовных снастей и даже наладил линию по выпуску одежды для тех, кто дружен с крючком. 23-его июня 1889-го года родилась Анна Андреевна Ахматова. Из худощавой, тонкой, горбоносой поэтессы начала века, со своими капризами и жеманностями, как жизненными, так и поэтическими, с интонацией удивляющей откровенности в стихах, иногда,  впрочем, откровенно придуманной вроде строк:
Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнем, -
приведших в изумление Николая Гумилева, Анна Андреевна Ахматова с годами,   вопреки,  а  может  быть,  и  благодаря,  страданиям, выпавшим на ее долю, обретала черты царственности и величавой силы.

В русской поэзии ее сравнить не с кем - не по таланту, не по дарованию, потому что как раз здесь найдутся сторонники  и противники, а по образу личности, по тому особому  сознанию своего значения и своей власти, которое дается лишь венценосным особам.  Пожалуй,  ее  можно сравнить с Екатериной  Великой,  и последние  годы  жизни Ахматовой, когда к  славе  примешивались слухи и сплетни, лишь усиливают сходство.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.