Опубликовано в Gazeta.Ru от 23-06-1999 (Выпуск No 077) Оригинал: http://gazeta.ru/echo.msk.ru/23-06-1999_denek.htm |
До первого января 2000-го года осталось... сто девяносто два дня
23-е июня- это не только День Ивана Купала, то есть славянский языческий праздник почитания воды и солнца, а значит и настойчивых людей с ведрами, стремящихся окатить вас водой, убеждая, что только при этом условии вы будете счастливы. Оказывается, счастья можно добиться и не портя дорогую одежду и настроение, просто-напросто надо отказаться от престола. Как, собственно, и сделал рожденный 23-его июня 1894-го года принц Уэльский Эдуард восьмой.
Единственный британский монарх, отрекшийся от престола по собственной воле. Старший сын Георга Пятого и королевы Марии получил обычное для принца образование. Во время Первой Мировой рвался на фронт, но его оставили при штабе: мало ли, попадет в плен, а немцы будут шантажировать Лондон. Эдуард, как никто, знал Империю: он объездил доминионы и колонии от Австралии до Канады. Вроде бы идеальный монарх. Но ведь устроил он скандал, женившись на разведенной американке и, поставленный перед дилеммой "корона-жена", выбрал "Женщину, которую люблю" - так и сказал по радио.
Официальные историки никак не могут этого пережить, а потому все время тонко намекают на недостатки Эдуарда: госделами он не интересовался и Гитлеру якобы симпатизировал, и в парламент ездил не в коляске а в закрытом автомобиле. А не отрекись он от престола, каков был бы тон?
Тоном выше, тоном ниже - какая разница, скажете вы и ошибетесь, поскольку 23-ее июня уделяло огромное значение музыке и качеству её исполнения, может потому и родилось так много талантливых музыкантов именно в этот день. 23-его июня 1837-го года на свет появился французский композитор Эрнест Гиро, который после смерти легендарного Бизе написал речитативы к "Кармен", а в 1913-ом году своим рождением Хелен Хьюмс открыла новую эру в исполнении блюза и свинга, кстати ей принадлежал мировой рекорд по продолжительности исполнения скэта, то есть по подражанию музыкальным инструментам, посредствам голоса.
Рожденному же в этот день 1824-го года Карлу Райнеке подражать инструментам не приходилось. Он был пианистом, композитором и дирижером одновременно. Он прожил 86 лет и закончил свои дни почетнейшим музыкальным пенсионером города Лейпцига, своего рода живой достопримечательностью из того же ряда, в котором жители Саксонии числили своего кантора Баха и основателя своей лучшей консерватории Феликса Мендельсона.
Райнеке сочинял много и умело, по качеству и тщательности отделочной работы его сочинения стоят значительно выше многих современных шедевров. 200 опусов Карла Райнеке в ХХ веке почти исчезли из поля зрения исполнителей, во многом - еще и потому, что, как говорил Эдисон Денисов об одном из коллег, "такую музыку я могу сочинять каждый день по много страниц и без всяких затруднений"... Изменился критерий - стали цениться именно затруднения композитора, а музыка, которая легко и спокойно слушается, как симфонии Райнеке, без боя отошла в архивы. Но деятельность профессора и эксперта по правильности классических пропорций Карла Райнеке доказывает, что "великих и гигантов" на самом деле нет, есть только известные имена. А профессия и реальные навыки от известности не зависят никак.
Истинная правда. Вот например, рожденный 23-его июня 1907-го года
Джеймс Эдуард Мид большинству известен, как английский
экономист, преуспевающий бизнесмен, ну в крайнем случае как
лауреат Нобелевской премии 77-го года. Между тем, Джеймс Мид
увлекался рыбалкой и был фанатиком всего, что имело леску,
крючок и, конечно, тех, кто ел червячков. Мид имел два
собственных магазина рыболовных снастей и даже наладил линию по
выпуску одежды для тех, кто дружен с крючком.
23-его июня 1889-го года родилась Анна Андреевна Ахматова. Из худощавой, тонкой, горбоносой поэтессы начала века, со своими
капризами и жеманностями, как жизненными, так и поэтическими, с
интонацией удивляющей откровенности в стихах, иногда, впрочем,
откровенно придуманной вроде строк:
Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнем, -
приведших в изумление Николая Гумилева, Анна Андреевна Ахматова с
годами, вопреки, а может быть, и благодаря, страданиям,
выпавшим на ее долю, обретала черты царственности и величавой
силы.
В русской поэзии ее сравнить не с кем - не по таланту, не по дарованию, потому что как раз здесь найдутся сторонники и противники, а по образу личности, по тому особому сознанию своего значения и своей власти, которое дается лишь венценосным особам. Пожалуй, ее можно сравнить с Екатериной Великой, и последние годы жизни Ахматовой, когда к славе примешивались слухи и сплетни, лишь усиливают сходство.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |