Опубликовано в Gazeta.Ru от 10-09-1999 (Выпуск No 134)
Оригинал: http://gazeta.ru/echo.msk.ru/10-09-1999_denek.htm


Сергей Сокуренко, Артем Варгафтик, Витта Рамм, Юлия Мосиенко
Радиостанция "Эхо Москвы"
В этот день родился всеми любимый Бидструп

До первого января 2000-го года осталось... сто тринадцать дней

10 сентября 1847 года на свет появился американский политик Джон Рой Линч. Можно было бы оставить этот факт без внимания, если бы Линч не был черным политиком, не занимался проблемами расовой дискриминации и не участвовал в строительстве делового центра своего родного Чикаго. По сути для Чикаго Линч тоже самое, что для Москвы - Лужков.

Современные здания с зеркальными окнами, царапающие небо и полностью оправдывающие звание небоскребов - его рук дело. Вернее, ручки, потому как он лишь подписывал одобряющие документы. А вообще-то Джон Линч отличился, как первый черный американец, который дал понять мировой общественности, что из "черных" кварталов выходят талантливые политики, которым для карьеры нет необходимости заканчивать Йельский университет. Между прочим, Линч до конца своих дней неправильно писал название родной страны.

Пример американских героев заразителен. Заразился "американской мечтой" и рожденный 10 сентября 1934 года Макси Андерсон, впервые совершивший трансатлантический перелет на воздушном шаре.

В утверждении, что после 40 лет в жизни мужчин наступает критический период, есть наверное доля правды. Иначе где еще искать объяснение, что именно в этом возрасте преуспевающий бизнесмен, владелец многомиллионного состояния, прекрасной семьи, яхт, самолетов, арабских скакунов и даже собственного горнолыжного комплекса, вдруг почувствовал неудовлетворенность всем содеянным и стал искать нового приложения для своих сил энергии и денег.

Идея пришла из детства, когда маленький Макси зачитывался книгой о подвиге Чарльза Линдберга - американского летчика, первым перелетевшего через Атлантику. А почему бы не повторить путь героя, но так, чтобы это тоже принесло всемирную славу.

9 сентября 1977 года, накануне своего 44 дня рождения, Макс Андерсон и его давний приятель Бен Абруццо отправляются в первый полет, который пришлось завершить через три дня в холодных водах океана у берегов Исландии. Но уже карабкаясь по трапу спасательного вертолета, Макс обдумывал следующую попытку. И вот через год, в августе 1978, Макс, Бен и присоединившийся к ним Лари Ньюмен все же приземлили свой шар в окрестностях Парижа - почти там же, где в 51 годом раньше коснулся европейской земли аэроплан Линдберга.

Аэроплан коснулся земли, а его карандаш коснулся и бумаги и сердец всех людей Земли. 10 сентября 1912 года родился замечательный и неподражаемый художник-карикатурист, который - уж не знаю почему - обожал Советский Союз, датчанин Херлуф Бидструп. Знаменитые "московские зарисовки", выступления Олега Попова, сатирические аналогии куполов храма Василия Блаженного с предметом женского белья попадали в советские юмористические журналы, и благодарный зритель старательно вырезал произведения карикатуриста из далекой Дании и складывал в папочку. Однако более всего повезло семьям военнослужащих, кто пребывал на службе в братской ГДР, именно там продавалась коллекционная книга карикатур Бидструпа, так что офицерам есть чем хвастаться.

10 сентября 1714 года родился один из многих, итальянских, что самой собой подразумевает чертовски талантливых композиторов Николло Иомелли.

По делу о реформе итальянской оперы XVIII века синьор Никколо Иомелли проходит в качестве одного из главных подозреваемых и - кроме того - под именем "Итальянский Глюк". Реформа, правда, сказалась на деле и была замечена историками уже после того, как Иомелли написал все, что хотел и мог. Некоторые его серьезные вещи (т.е. не комические, не церковные, а именно серьезные, с античным сюжетом) вроде опер "Меропа", "Артаксеркс", "Фаэтон" или самой первой, в 23 года сочиненной "Одоардо" на взгляд современников написаны были несколько "против шерсти": гораздо больше речитативов (хотя не "сухих", а с тщательно расписанным оркестровым сопровождением), гораздо больше гибкости, больше музыкальной верности словесному тексту и действию, куда меньше остановок на пассажах и колоратурах.

После 16 лет работы главным музыкальным "гастарбайтером" в Штутгарте при дворе герцога Вюртембергского синьор "Итальянский Глюк" вернулся в Италию и обнаружил, что те новшества, которым он проложил дорогу на германскую и французскую сцену, дома никому не нравятся и не нужны. Оставаясь членом болонской филармонической академии, синьор Иомелли бросил перо и прожил последние 5 лет молчаливым отшельником. Так что когда дело о реформе - т.е. превращении концерта в костюмах в оперу - стали расследовать, его уже и след простыл с его 70 шедеврами поздней барочной оперы...

Великая сила искусства неоспорима. Почти так же, как неоспорима вероятность странных происшествий. 10 сентября 1904 года в Эвертонском округе английского Ливерпуля несколько сот человек наблюдали, как странно одетый мужчина бегал по крышам домов вопреки всем законам гравитации. Человек преодолевал расстояние с полдесятка метров одним прыжком, за что газеты тут же дали ему имя Джек-попрыгунчик. Хотя, если подумать, англичане, похоже, совершенно лишены искры предприимчивости. Надо было хватать попрыгунчика и заставить работать под куполом цирка или на худой конец - в американских мюзиклах.

Кстати, 10 сентября 1914 года на свет появился Роберт Уайз, американский кинорежиссер и продюсер. Начинал Роберт Уайз монтажером звуковых эффектов, затем освоил и уважаемую профессию монтажера изображения. Ему было 28 лет, когда гений кинематографа Орсон Уэлс пригласил к сотрудничеству. И то, что фильм "Гражданин Кейн" всегда находится в первой тройке картин, открывших новые возможности кинематографа, есть несомненная заслуга монтажера Уайза.

В 1943 году он самостоятельно снимает первый фильм. Всего в творческой биографии 40 картин. В Советском Союзе в прокате шли сладчайшие "Звуки музыки", а вот "Вестсайдскую историю" в Москве посчитали безнравственной и, высказав опасение, что фильм будет провоцировать советскую молодежь на уличные беспорядки, в прокат не допустили. Оставалось лишь слушать знаменитые арии в исполнении благонадежного Дина Рида.

Конечно, Роберт Уайз снимал и психологические драмы, и ужастики, но именно он довел условность классического голливудского мюзикла до совершенства. Следующим на это поле вышел Боб Фоссе и сыграл в "Кабаре" уже по другим правилам.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.