Опубликовано в Gazeta.Ru от 27-07-1999 (Выпуск No 101) Оригинал: http://gazeta.ru/dossier/27-07-1999_transgen.htm |
Стоило утихнуть информационному буму, связанному с клонированием, как появилось новый повод для склонения и спряжения генетики - трансгенные растения. В массовом сознании это, скажем, помидор, в который чудесным образом вставлен ген белого медведя, чтобы это растение семейства пасленовых сделалось морозостойким. Еще пара тройка подобных манипуляций - и помидор становится квадратным, способствующим долголетию и пахнущим майонезом. Теперь, когда фантазия автора истощилась, возвращаемся к реальности.
Если ХХ век можно было с полным правом назвать веком физики и информатики, то от ХXI-го ждут достижений в области биологии вообще и генной инженерии в частности. Генетически модифицированным растениям с помощью генной инженерии придают те или иные необходимые свойства. Носителем генетической информации живого организма является ДНК, из нее вычленяется собственно ген, отвечающий за определенную функцию, скажем за синтез и свойства конкретного белка. Дальше он встраивается в генетический материал отдельной клетки, синтезируется там, и в результате получается новая клетка и соответственно новое растение.
Полагаю, что у многих читателей, особенно старшего поколения, уже возникла ассоциация с экспериментами селекционера Лысенко, который мечтал вырастить яблоки на березе. По сути, трансгенез, та же селекция, которая ничем не отличается от методов, используемых как самой природой, так и человеком при отборе лучших растений и животных из урожая и потомства. Но если раньше на создание новых видов с улучшенными свойствами уходили десятилетия или по крайней мере годы, то с помощью новых биотехнологических приемов этот процесс можно значительно ускорить: в клетку in vitro (в пробирке) вживляется ген, затем из клеточных культур в лабораторных условиях получают растения, которые переносятся в поле, - таким образом создается новый вид с нужными потребительскими свойствами.
Трансгенные растения, как правило, устойчивы к гербицидам, некоторым инсектицидам, вирусам, имеют улучшенный пищевой состав: например, картофель, устойчивый к колорадскому жуку. Почти фантастика: нет колоссальных потерь урожая из-за уничтожения его вредителями, следовательно, не нужно вкладывать огромные средства на защиту картофеля и, что важно, отпадает необходимость в использовании химикатов. В настоящее время создан целый ряд трансгенных культур, обладающих перечисленными свойствами: соя, кукуруза, хлопок, рапс, томаты, картофель. Реализация трансгенных культур в мировом масштабе в 1998 г. составила 1,2-1,5 млрд долларов и за период с 1995 по 1998 гг. возросла в 20 раз. По экспертным оценкам, в 2000 г. эта сумма достигнет 3 млрд долларов. Список сортов трансгенных растений, прошедших полевые испытания и уже возделываемых в Европе и Америке, растет так же стремительно, как и связанные с этой областью науки слухи, страхи и надежды человечества.
На прошедшем в июле прошлого года в Иерусалиме IX Международном конгрессе по культуре тканей и клеток растений "Биотехнология растений и биология in vitro в 21 веке" обсуждалось среди чисто научных задач, связанных с трансгенезом, и неоднозначное отношение к этой проблеме со стороны общественности и правительств в разных странах. Так, если в США расширяются рамки законопроектов по включению таких организмов в коммерцию, а трансгенные растения выращивают на больших площадях, то в странах Европейского союза пока только принят закон о необходимости научно обоснованной оценки безопасности растений и животных, получаемых в результате трансгенеза.
Основные страхи медиков и биологов по поводу трансгенеза связаны, во-первых, с незаданными эффектами проявления гена, иными словами с возможностями изменения химического состава и снижения пищевой ценности продукта. Во-вторых, ученые опасаются, изменения технологических параметров, ухудшающих потребительские свойства продуктов. В-третьих - того, что в результате генной модификации могут синтезироваться какие-то компоненты, вызывающие аллергические реакции, или появиться опасные соединения, обладающие мутагенным, канцерогенным или токсическим эффектом.
Именно поэтому Россия, со свойственным ей консерватизмом, не спешит, в отличие от других стран налаживать массовые выращивание и продажу трансгенных растений. Согласно технологии проверки, трансгенные растения должны пройти три этапа изучения. Первый - медико-генетический, оценивающий изменения в генотипе данного растения или животного и возможность их последующего влияния на человека. Второй - технологический, устанавливающий, что полученный этим методом продукт не меняет свои технологические свойства. И третий, огромный блок медико-биологической оценки - влияние трансгенных продуктов на иммунный статус организма, систему ферментной защиты клетки. Только после изучения этих показателей, в том числе на нескольких поколениях лабораторных животных, начнется процесс государственной регистрации и разрешение к широкому использованию при обязательном дальнейшем мониторинге.
Что касается стран процветающего трансгенеза, то там существуют, условно говоря, два подхода к генетической модификации. Первый - американский, с активной поддержкой трансгенных продуктов, поскольку почти все подобные проекты сделаны в США, и на них затрачены колоссальные деньги. Уже сегодня питание американцев в значительной части состоит из трансгенных продуктов (сыр, мясо, те же гамбургеры, не говоря о сое, кукурузе, томатах, картофеле). Более того, в США законом разрешено не указывать на этикетке происхождение пищевого сырья, поскольку создатели глубоко уверены (и смогли это доказать своему Министерству здравоохранения) в безопасности трансгенной еды.
Несколько иной - критический - европейский подход. Он складывается из трех компонентов, которые необходимо вычленить. Первый - чисто экономический, связанный с конкуренцией и защитой рынка от американцев, лидирующих в биотехнологиях. Второй момент - так называемый зеленый шум: протесты различных общественных организаций против производства трансгенных продуктов под предлогом защиты экологии, религии, культуры, намешанные в кучу, но далекие от научных представлений. Нередко представители наиболее радикально настроенных "Зеленых" называют трасгенные растения "пищей Франкенштейна", каннибализмом ХХ века, выступают против вмешательства человека в природу. Создается впечатление, что их пугает не сама возможность селекции, как таковая, а уровень новых биотехнологий. Именно поэтому третий компонент европейского подхода к трансгенезу носит собственно научный и разъяснительный характер.
Перепуганному населению втолковывается, в частности, что в трансгенные растения никогда не вставляли и не собираются вставлять ген человека или животных. И тем не менее в Англии и Германии панически настроенными гражданами были уничтожены посевы трансгенных растений. В народе упорно бродят слухи о том, что трансгенные растения, как наиболее легко выращиваемые и потому более дешевые, отправляются в страны третьего мира, в том числе, и в Россию и ее ближайшее зарубежье. Что касается последнего, то не так давно Украина была на грани "картофельного бунта", когда зарубежные агротехнические компании обвинялись в попытке использовать украинский народ в качестве подопытных кроликов для испытания трансгенного картофеля. Принятый Государственной думой 5 июня 1996 года Федеральный Закон "О Государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" довольно подробно рассматривает все аспекты генной инженерии, связанные, в частности, с трансгенезом. Но читаешь все это и думаешь: "узок круг этих генетиков, страшно далеки они от народа". Допустим, в США и Канаде поля трасгенных кукурузы и картофеля занимают едва ли не 30% территории страны. А у нас? Обедневшее население, в основном, берет картошку и помидоры или на своих приусадебных участках или на рынках у бабулек. Вряд ли последние в свободное от огорода время занимаются генной инженерией на своих кухнях. Так что волноваться или радоваться по поводу практического трансгенеза нам еще рано. Ждем-с.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |