Опубликовано в Gazeta.Ru от 26-07-1999 (Выпуск No 100)
Оригинал: http://gazeta.ru/dossier/26-07-1999_speach.htm


Саша Шерман, <sherman@gazeta.ru>
Речь против шерсти

Слово - не воробей. Жизнь, воспринимаемая нами как однонаправленный информационный поток, казалась линейной, пока люди не научились фиксировать момент иными, нежели собственная память, средствами. Отрезки информационного потока оказалось возможно дробить на отдельные кадры-моменты, свивать в петли, воспроизводить в любом порядке. Воспроизводить "наоборот" - как будто заставляя время двигаться назад. Воспроизведение информационного потока в обратном направлении разрушает определенный паттерн сознания - привычные причинно-следственные связи, на которых строится человеческое восприятие внешнего мира. Информация в этом случае не плывет по течению времени (само "течение времени" мы замечаем только вследствие непрерывного инфопотока), а как будто накатывается оттуда - из будущего (ну, разумеется, когда записанная лента прокручивается назад и это "будущее" уже стало обыкнованным прошлым, но это не важно). Этот анти-поток, будучи погруженным в "наш" мир, противоречит его законам, а потому воспринимается "против шерсти" - как бессмыслица, в лучшем случае забавная.

Особенно остро это ощущается даже не с двужущимся изображением, а со словом. В шестидесятых годах широкое распространие магнитофонов послужило толчком для экспериментов со звуком, отголоски которых проникли в поп-культуру. Откровенно говоря, не помню, использовали ли сами Битлз "обратную запись", но в поисках скрытого смысла их записи наоборот прокручивались, и смысл само собой находился (сообщение о смерти Пола в Белом Альбоме, например). С записанной на магнитофон речью экспериментировал один из идеологов психоделической культуры Джон Лилли - правда, насколько я знаю, он разрушал смысл слов путем многократного прослушивания. Описание магнитофонных фокусов можно найти и у Берроуза (который еще раньше экспериментировал с написанными текстами, разрезая и склеивая их произвольном порядке: cut-up ). В Советском Союзе эту идею развивал и внедрял на практике Гребенщиков ("Акустика", кажется). Так или иначе, все эти искания были связаны с поиском того второго, скрытого смысла-значения что стоит за звуком произнесенного вслух слова. У самой же идеи "читать задом наперед" - гораздо более длинная история ("Отче наш" наоборот, сатанинская месса...).

Мир - это текст, направленный из прошлого в будущее. Будучи пущен в другую сторону он... расскажет себя. Конец затянувшегося вступления.

Джон Оутс начал свой бизнес по прокручиванию речи в обратном направлении в 1984 г. Очень странно, что до него никто идею не пустил в массы, но тем не менее именно его имя в настоящий момент ассоциируется с Reverse Speech (TM). Что, собственно, он сделал? Он начал с того же, что и все - слушал музыку. К тому времени все уже знали, что получится, если пустить "Лестницу в небо" (Led Zeppelin - Stairway to Heaven) наоборот. Получалось что-то про милого Сатану. Про него почему-то всегда получалось, когда попсовые песни пускали наоборот (Backtracking in Pop Music).

Оутс, по его словам, начал свою работу в попытке доказать необоснованность нападок на рок-н-рольщиков. К 1987 году он уже был совершенно уверен, что все, что в песнях наоборот поется, правда; более того, все что наоборот говорится - тоже правда. Другими словами, Дэвид Джон Оутс считает, что открыл скрытый канал коммуникации, на сознательном уровне никак не отражающийся, но тем не менее объективно существующий. "Я подарю вам ключ к человечскому разуму", - пообещал Оутс.

Технически все очень просто: речь записывается, а затем воспроизводится в обратном порядке. Следует отметить, что проводились также эксперименты с дискретно записанной речью (обратная запись каждые 1/20 -1/5 секунды) В этом случае реверсивно проигрывались отдельные последовательные звуки речи, но речь против ожидания оказывалась практически не поврежденной (Millennium frontier - Reverse Speech - Scrambled Words Unscrambled Meaning).

Утверждается, что при непрерывной обратной записи осмысленные куски проскакивают каждые полминуты, правда, в несколько более ускоренном, чем нормальная человеческая речь темпе. Впрочем, восприятие сильно зависит от слушателя, т. е. можно говорить об интуитивном угадывании слов (Reverse Speech = The New Frontier).

Дэвид Джон Оутс утверждает следующее:
1) Человеческая речь имеет две отдельные, но комплементарные функции: в прямом направлении она конструируется обычным сознательным процессом восприятия, в обратном (одновременно с построением прямого направления) - она формируется автоматически, на подсознательном уровне.
2) Обе функции вазимозависимы и обе они являют собой интегральные части процесса коммуникации. Обычной речью говорит сознание. Реверсивной - подсознание.
3) Развитие речи у детей начинается с формирования реверсивной речи (Оутс экспериментировал с маленькими детьми).

В настоящее время Оутс продает свое детище как терапевтическое средство, предсказыватель будущего, а также "абсолютный детектор лжи". Поскольку утверждается, что обратная речь глубоко метафорична, то к ней положен толкователь (нечто вроде сонника). За отдельные деньги.

Оутс применял свою технику к записям речей Дэвида Кореша (перед тем, как его коммуну штурмовали ФБРовцы). Утверждает, что если бы его тогда послушались, трагедию корешевцев можно было бы предотвратить - реверсивная речь Кореша явстванно обещала, что хорошо это не кончится. Метод был опробован также на записи разговора двух специалистов NASA...

Как только я найду бесплатный софт для реверсивной речи, я все это проверю на практике. СЕТЬ

The Official Reverse Speech Web Site

Reverse Speech

A Division Of Reverse Speech Enterprises

David John Oats Interviewed by Kenneth & Dee Burke

REVERSE SPEECH- DAVID JOHN OATES

Welcome to Meta Speech... Beyond Reverse Speech

Reverse Speech - Stairway to Where? - Обратите внимание на название сервера...

...А вот и плоды просвещения
Johnston & Deane
Reverse Speech Services

Софт
About Reverse Speech Digital Audio

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.