Опубликовано в Gazeta.Ru от 22-03-1999 (Выпуск No 015)
Оригинал: http://gazeta.ru/daynews/22-03-1999/15oscars.htm


Сергей Кузнецов, <kuznet@russ.ru>
Любовь побеждает смерть, а влюбленный Шекспир - спасенного Райана

Создатели Влюбленного Шекспира - David Parfitt, Donna Gigliotti, Harvey Weinstein, Edward Zwick, Marc Norman

Каждый "Оскар" имеет свою интригу, которая определяется уже после объявления номинантов. Пять недель кинообщественность гадает кто победит и как заявленные тенденции проявят себя. В этом году, основная сенсация определилась еще в середине февраля, когда первое место по числу номинаций занял вовсе не Стивен Спилберг с его "Спасением рядового Райана" (11 номинаций), а "Влюбленный Шекспир" (13 номинаций!) режиссера Джона Мэддена, предпоследний фильм которого "Миссис Браун" наши зрители могли видеть на фестивале "Лики любви". Иными словами - интрига номер один заключалась в противостоянии грандиозной военной драмы (бюджет - 70 млн., прибыль по миру давно зашкалила за триста) и камерного любовно-исторического фильма (бюджет - 25 млн., прибыль превысила 65 - во многом благодаря оскаровской гонке). Оба фильма представляют влиятельные голливудские традиции; в обоих заняты звезды (Том Хэнкс против Гвинет Пелтроу, Джуди Денч и Джефри Раша). На стороне рядового Райана - один из немногих режиссеров-звезд (Спилберг), на стороне Шекспира - разве что сам Шекспир (и, добавим, автор сценария Том Стоппард, один из лучших английских драматургов; автор "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" - фильма и переведенной молодым Бродским пьесы). Обычно академики привечают грандиозное патриотическое кино, вроде "Рядового Райана" - поэтому шансы "Шекспира" были не очень велики.

Второй сенсацией стала неожиданная актуализация военной темы: из трех фильмов, получивших по семь номинаций два опять-таки посвящены Второй Мировой: "Тонкая красная линия" легендарного режиссера Теренса Малика и "Жизнь прекрасна" Роберто Беньини. Если фильм Малика принадлежит к традиционному оскароносному жанру эпоса (как и "Рядовой Райан"), то появление в списке лидеров фильма Беньини, которому все пророчили только номинацию на "лучший зарубежный фильм", куда более неожиданно: черная трагикомедия о Холокосте жанр довольно редкий и рискованный. Было ясно, что "лучший фильм" Беньини не светит, но Малик вполне реально составлял конкуренцию Спилбергу. Надо отметить, что ваш обозреватель за Малика и болел.

Как водится - напрасно: мои вкусы и вкусы киноакадемии в очередной раз не совпали. Малик не получил вообще ничего! Впрочем, и Кассандра из меня плохая: лучшим фильмом был назван не "Рядовой Райан" и не "Тонкая красная линия", а "Влюбленный Шекспир". Утешает то, что американские обозреватели тоже в растерянности: шансы "Райна" считались выше.

Разумеется, Спилберг получил свое - приз за лучшую режиссуру отошел ему (достаточно редкий случай, чтобы лучшая режиссура и лучший фильм не достались одной и той же картине). Впрочем, по количеству премий "Шекспир" обошел "Рядового": семь против пяти (опять-таки смотри список). "Жизнь прекрасна" получила три премии - за лучший иностранный фильм (кто бы сомневался!), за лучший сценарий и лучшую мужскую роль. Последнее - сенсация: это первый раз, когда этот приз уходит актеру-иностранцу. Правда, в 1961 году лучшей актрисой была названа Софи Лорен (за фильм "Две женщины"). Характерно, что приз за лучший зарубежный фильм вручала именно она. Беньини прыгал от счастья, крича "Это ошибка, это ошибка! Я растерял весь свой английский! Grazie all'Italia! Grazie all'America!"

Тем, кому лень смотреть список, сообщаем судьбу четвертой по значимости премии (после лучшего фильма, режиссера и актера): она досталась Гвинет Пелтроу за "Влюбленного Шекспира". В 25 лет Пэлтроу стала суперзвездой. Это справедливо: за прошлый год она явно заслуживала премии - если не за "Шекспира", то "по совокупности" (в ее активе-98 "Большие надежды" и "Осторожно, двери закрываются").

Одна из самых удачных шуток на церемонии вручения была связана с тем, что два фильма из пятерки номинантов на "лучшую картину" были посвящены королеве Елизавете (кроме "Шекспира" это еще и английский фильм "Елизавета", в результате получивший только приз за лучший грим). Чтобы отметить это, ведущая вечер Вупи Голдбрг вышла на сцену в королевском наряде и провозгласила:

- Добрый вечер, мои верноподданые! Я - африканская королева. Некоторые из вас знают меня как "королеву-девственницу", но не представляю, кто бы это мог быть.

("Королева-девственница", the Virgin Queen - едва ли не официальный титул Елизаветы в историографии).

Праздник окончен, проигравшие могут утирать слезы, победители - потрясать золотыми статуэтками. На экранах Москвы на этой неделе идут три из пяти претендентов на лучший фильм: "Влюбленный Шекспир", "Спасение рядового Райана" и "Тонкая красная линия". Сходите в кино, присудите свой собственный приз.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.