Опубликовано в Gazeta.Ru от 19-05-1999 (Выпуск No 052) Оригинал: http://gazeta.ru/daynews/19-05-1999/20stepash.htm |
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Сегодня, выходя на эту трибуну, я чувствую и осознаю огромную ответственность, которая ляжет на мои плечи, если вы сочтете меня достойным возглавлять правительство Российской Федерации. Хорошо понимаю, что главное требование ко мне и членам моей будущей команды - не просто сохранить достигнутый уровень стабилизации. Наша миссия - создать принципиально новый экономический контекст, принять те единственно верные решения, которые способны обеспечить лучшие условия жизни людей и возродить величие такой могучей страны, как Россия.
Не секрет, мы находимся в состоянии затяжного экономического кризиса. О его причинах сказано так много, что, видимо, в этой просвещенной аудитории нет смысла их подробно повторять. Вы не хуже меня знаете, как далеко мы зашли в ситуации с внутренним и внешним долгом России, как трудно после августовского кризиса восстанавливать наши финансы и банки, как непросто выплачивать текущие зарплаты и пенсии. Уже не одна правительственная команда пыталась решать эти задачи. Разные экономисты соревновались в методах выхода из кризиса, порой в ущерб столь дорогому в наших условиях времени, в ущерб терпению народа, в ущерб доверию к власти в целом. Сегодня степень социального сжатия на пределе. Уверен, в нынешних условиях спор о программах не может и не должен лежать в идеологической плоскости. А от тех, кто придет на экономические посты в правительстве, буду требовать профессионального подхода к делу и четкого выполнения всех принимаемых решений.
Прошу меня понять правильно. Как только мы договоримся по базовым принципам программы деятельности Кабинета, она должна стать директивой для всех участников процесса.
Предыдущее правительство Евгения Максимовича Примакова не позволило стране скатиться в пропасть, но мы пока не сумели коренным образом переломить ситуации ни в экономике, ни в социальной сфере. Разумеется, крайне важно сохранить тот положительный опыт, что удалось накопить за восемь месяцев работы предыдущего кабинета, сохранить его костяк. Однако сегодня необходим новый, более решительный, энергичный подход. Теперь, когда перед страной стоит задача возродиться и достойно войти в новое тысячелетие, одной преемственности курса на политическую и экономическую стабилизацию уже недостаточно.
В самой тактике проведения этого курса назрели перемены. В ней больше нет места полумерам и компромиссам. Время требует от нас смелых и одновременно тщательно выверенных шагов. Мы будем не только развивать рынок, стоять на страже собственности и инициативы. В целях защиты этих принципов готовы применять самые решительные меры государственного воздействия и жесткого финансового регулирования.
Я не сторонник нагнетания страстей, однако надо смотреть правде в глаза. Значительная часть населения нашей страны живет за чертой бедности. Показатели уровня жизни, резко упавшие после прошлогоднего кризиса, остаются крайне низкими. Люди устали ждать и бесконечно надеяться на лучшее.
Накануне предстоящих выборов депутатов Государственной Думы и президента России это не может не тревожить. История показывает, что нищета и экономический упадок создают благоприятную почву для прихода во власть ставленников криминальных структур. Этот сценарий был бы губительным для России. Его крайнюю опасность и в то же время его высокую вероятность, если не принимать решительных мер, понимают все политические силы страны. Наш патриотический и гражданский долг - забыть о любых других интересах, кроме государственных. Ни личные, ни корпоративные, ни партийные ценности мы не вправе противопоставить главному - России и ее людям. Не случайно, когда меня спрашивают, должно ли быть правительство коалиционным, я отвечаю: важно иметь не коалицию политиков, а коалицию профессионалов. Отсюда твердое убеждение - правительство должно состоять из лучших специалистов вне зависимости от того, к какой партии они принадлежат.
С этой трибуны хотел бы напомнить, что правительство - не карманный орган. По Конституции, именно правительство осуществляет исполнительную власть в России. И никакое давление на него со стороны разнообразных групп влияния и, уж тем более, полумафиозных структур, недопустимо. Эту линию намерен проводить без малейших отклонений и без колебаний.
Теперь, уважаемые коллеги, позвольте сформулировать два главных постулата, которые, на мой взгляд, должны лежать в основе деятельности любого правительства.
Первое: стабильность в экономике - это стабильность в обществе.
Второе: государство существует для людей, а не люди - для государства.
Я не намерен прибегать ни к какой чрезвычайщине. Некоторые уже успели создать подобный ореол вокруг моего назначения. Мол, пришел генерал, сильная рука, Россия в преддверии диктатуры, даже сравнивают с Пиночетом. Нет, я - не генерал Пиночет, моя фамилия - Степашин. Я убежден, путь силовых и неэкономических решений неприемлем для страны. Россия - великая держава, располагающая богатейшими природными ресурсами, производственной базой, огромным интеллектуальным потенциалом. Считаю своим долгом не только грамотно использовать то, что мы уже имеем, но и создать необходимые условия для возрождения нашей экономической мощи.
Россия не будет сырьевым придатком развитых индустриальных стран. Но чтобы гарантировать это, мы обязаны вернуть доверие отечественных и иностранных инвесторов, обеспечить наполняемость казны, вести жесткий контроль за расходами, направить материальные и денежные ресурсы в народное хозяйство. И в этом, в первую очередь, рассчитываю на поддержку и помощь президента, депутатского корпуса, членов Совета Федерации. Мы вместе определяем приоритеты и вместе движемся к их достижению. Без слаженной работы исполнительной и законодательной власти, без постоянного делового взаимодействия Центра с регионами ничего не сделать. Ничего не добиться и без строгого контроля за выполнением принятых решений. Главным принципом нашей работы считаю взаимную ответственность друг перед другом и перед гражданами. Мы всегда обязаны помнить, каждое наше действие или бездействие напрямую влияет на судьбы граждан.
Уважаемые депутаты, позавчера в Совете Федерации я уже говорил, что деятельность правительства должна учитывать интересы и потребности всех российских регионов, это безусловно. Только за эти дни мне переданы сотни конкретных предложений для правительственной программы. Сейчас они обобщаются и анализируются. Все они, в том числе, конечно, и те, которые поступили во время встреч с членами парламентских фракций, неприменно будут учтены. Это, кстати, должно быть незыблемым принципом работы нашего правительства. Но сейчас я хотел бы обозначить базовые, стратегические направления, по которым должна вестись работа правительства.
Первое, наиглавнейшее направление - социальная политика. Предыдущее правительство постаралось рассчитаться с частью долгов по зарплате, пенсиям, пособиям и денежному довольствию. Мы принимаем на себя все обязательства. Я еще раз хочу подчеркнуть - все обязательства наших предшественников по погашению этой задолженности, но наша задача не допустить ее появления вновь. Более того, по мере реализации комплекса экономических мер, считаю необходимым обеспечить рост реальных доходов населения, о чем говорили все депутатские группы. Я с ними полностью согласен. В том числе, за счет индексации выплат бюджетникам и пенсионерам, причем уже в ближайшее время. Государство не имеет права равнодушно взирать на проблемы тех, кто не сумел приспособиться к новым условиям жизни, кто не выиграл от реформ, а только пострадал от них.
Я сам сторонник реформ, но все эти реформы нужны не ради реформ, они нужны ради людей. На достижение этой цели, в первую очередь, направлен пакет законопроектов, недавно внесенных в Думу прежним правительством. Без скорейшего принятия этих законов невозможно облегчить бремя внешнего долга России.
Второе направление - это оживление отечественной промышленности. Некоторое улучшение ситуации в производственном секторе в последнее время налицо. Но этим обойтись мы уже не можем. Давайте говорить откровенно: сегодня нужен уже и реальный подъем, а не подъем, который получился после резкого падения уровня промышленного производства после дефолта. Для этого надо окончательно решить проблему долгов предприятий между собой и перед государством, ослабить налоговый пресс, пересмотреть пени и штрафы, обеспечить справедливые цены, - я еще раз хочу подчеркнуть,- справедливые цены на энергоносители. Правительство будет уделять приоритетное внимание ключевым отраслям промышленности. Прежде всего - наукоемким производствам и высоким технологиям. Они - основа военно-промышленного комплекса. И, видимо, стоит, и хотел бы здесь с вами посоветоваться, подумать и о создании специального государственного комитета по проблемам военно-промышленного комплекса, в котором будут сосредоточены рычаги руководства отраслью. Кстати, то, что сегодня происходит в Югославии, давайте говорить откровенно, - это ведь удар не только, а может быть, не столько по Югославии, а удар по России. И из этого нужно делать выводы.
Третье - правительство обязано и будет защищать и поддерживать отечественных производителей и отечественный рынок. Это особенно важно в сфере производства продовольствия, где острее всего ощущается давление импортной продукции. Ввоз из-за рубежа продуктов питания подавляет, если уже не подавил наше отечественное сельское хозяйство, которое веками прославляло нашу страну, загоняет нас в кабальную внешнюю зависимость и, как следствие, подрывает безопасность России.
Мы с вами, уважаемые депутаты, уже обсуждали возможные пути решения этой проблемы. Разделяю многие, да и, собственно говоря, большинство высказанных ваших мнений. Правительство обязательно прислушивается к голосу тех, кто знает о проблемах села не понаслышке. За эту работу целиком и полностью, как и предлагали многие из вас, будет отвечать специально назначенный один из заместителей премьера нашего правительства. И назначение его мы, безусловно, будем согласовывать и советоваться с вами. Единственное, что хотелось бы, я обращаюсь в первую очередь к нашей аграрной фракции, да и, собственно говоря, ко всем. Хотелось, чтобы это был человек знающий, любящий и умеющий работать на земле.
Сразу оговорюсь по кадрам, вчера и позавчера уже звучали некоторые фамилии кандидатов на министерские и вице-премьерские посты. И тогда, и сейчас повторюсь: пока я не могу назвать имена всех, кого хотел бы пригласить для работы в правительстве.
Четвертое направление - декриминализация экономики. Теневой сектор является чуть ли не более эффективным и динамичным, чем легальный. В его орбиту вовлечены миллионы людей. Отсутствие достаточно эффективных действий правоохранительных органов и их координации приводит к разрастанию преступности и коррупции, которая разлагает государство изнутри. Опыт службы в правоохранительных органах позволяет со всей ответственностью утверждать - именно в этом, я еще раз хочу подчеркнуть, именно в этом главный узел проблем, парализующих, по сути дела, все сферы жизнедеятельности современной России.
Приведу, если можно, три примера. Первый - Красноярск. Осенью прошлого года Министерством внутренних дел была направлена полномасштабная оперативно-следственная группа во главе с моим первым заместителем В.Колесниковым, в которую вошли представители всех правоохранительных органов, Министерства финансов, Центробанка, Налоговой инспекции. Работа, кстати, в Красноярске и по сей день продолжается. Возбуждено более 50 уголовных дел, ряд из них уже передан в суд. Кое-кто находится далеко за рубежами Красноярского края. Удалось предотвратить разбазаривание и разворовывание собственности Красноярского края. Результат - в прошлом году, в апреле, в бюджет Красноярского края от отечественной промышленности поступило 60 миллионов рублей. В этом апреле - 501. Вот вам, пожалуйста, внутренние источники и внутренние резервы.
Новороссийск. После серьезной работы, которая продолжается сегодня и сейчас, там только в январе этого года дополнительно Краснодарский край получил в бюджет 100 миллионов рублей за счет того, что мы расчистили Новороссийский порт от преступников. И губернатору Краснодарского края, и властям Краснодарского края удалось полностью рассчитаться с бюджетниками. Кое-что уже сделано, и я хочу сказать, мы эту работу не ослабим. По вопросу наведения порядка на алкогольном рынке. Вы знаете, что сложилось у нас за последние несколько лет, когда от акцизов в советское время страна получала порядка 57-80 процентов пополнения бюджета, в прошлом году цифра достигала 3,4 процента. В этом году на этот месяц уже 17. До конца года мы поставили задачу - 25. Сбор по акцизам увеличился в сравнении с соответствующим периодом прошлого года практически в три раза. Вот вам еще один резерв для пополнения нашей казны и региональных бюджетов.
Еще одна задача очень важная, которая стоит сегодня перед нашим правительством - это вернуть из-за рубежа миллиарды долларов, которые были незаконно вывезены в последние годы различными дельцами. Механизм возврата капиталов есть, хотя пока толком, честно вам скажу, и не работает. В первую очередь, речь идет о создании стабильных экономических и политических условий, надлежащих механизмов защиты прав инвесторов, в том числе и зарубежных. Правоохранительные структуры также готовы взяться за дело всерьез, но им остро не хватает вашей законодательной поддержки.
Мы с вами обязаны помнить: каждый день промедления - это новые сотни тысяч долларов, утекающих за рубеж и работающих на западную, а не на российскую экономику.
Шестое направление - продолжение переговорного процесса с международными финансовыми институтами, кредиторами. Необходимо также исправить положение, когда с трудом привлеченные средства расходуются неэффективно, а зачастую откровенно разворовываются. Вот почему с первого дня работы в качестве исполняющего обязанности премьера я поставил задачу - подготовить развернутый анализ проблемы использования внешних займов. Межведомственная комиссия, возглавляемая председателем правительства, будет создана уже в конце недели.
Седьмое - реанимация банковской системы. Она по-прежнему находится в плачевном состоянии. Многие крупнейшие банки, по существу, являются банкротами. Нужно определиться с их дальнейшей судьбой так, чтобы они выполняли свою главную функцию - расчетов и кредитования граждан и реального сектора экономики.
И, наконец, последнее - безусловная исполнительская дисциплина. Большинство из тех верных решений, которые были приняты за последнее время, так и остались на бумаге. Их заболтали, заволокитили, спустили на тормозах. Нужна жесткая, хочу еще раз подчеркнуть, уважаемые коллеги, жесткая административная воля, и она будет.
Уважаемые депутаты, круг названных мною направлений работы, конечно, не исчерпывает весь комплекс задач, которые нам предстоит решать. Многие из них мы уже успели подробно рассмотреть с вами во время наших очень конструктивных консультаций. Благодарен всем фракциям за интересные предложения по организации и приоритетам работы будущего Кабинета. Однако помимо мер оперативного характера, перед нами стоит и долгосрочная задача. Россия находится на рубеже ХХI века. Процветание России, ее благосостояние будут достигнуты только при предельной концентрации всех сил нации, при движении вперед к возрождению России.
В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть: я ни на минуту не забываю, что граждане России ждут от правительства конкретных позитивных результатов, ждут скорейшего улучшения своей жизни. Уверен, что при поддержке Федерального Собрания правительство в силах оправдать эти ожидания. Ведь ничего более важного нет для людей, облеченных властью, чем забота об интересах граждан, забота о Родине. Верю, что для каждого из нас эта простая истина - закон жизни.
Благодарю за внимание.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |