Опубликовано в Gazeta.Ru от 12-04-1999 (Выпуск No 030)
Оригинал: http://gazeta.ru/daynews/12-04-1999/40kosmos.htm

День космонавтики - куда летим?

На Красной площади у Кремлевской стены сегодня, в День космонавтики, состоялась состоялась церемония возложения цветов к месту захоронения Сергея Королева, Юрия Гагарина и других космонавтов. Как сообщает РИА "Новости", на корзинах цветов, возложенных к местам захоронения первого космонавта планеты и главного конструктора - трехцветные ленты с надписями "С.П Королеву - президент РФ", "Ю.А.Гагарину - президент РФ".

Почтить память первопроходцев космоса пришли помощник президента России Евгений Шапошников, генеральный директор Российского космического агентства Юрий Коптев, начальник Центра подготовки космонавтов Петр Климук, главы крупнейших фирм отечественной космической отрасли - президент Ракетно-космической корпорации "Энергия" Юрий Семенов и генеральный директор Государственного космического центра им. Хруничева Анатолий Киселев. В церемонии участвовали первая женщина-космонавт планеты Валентина Терешкова, работавшие на станции "Мир" в 98-99 годах Геннадий Падалка, Талгат Мусабаев, Николай Бударин, космонавт-исследователь, бывший помощник президента РФ Юрий Батурин, руководитель Центра управления полетами Владимир Соловьев.

После церемонии состоялась встреча космонавтов и работников космической отрасли с президентом РФ Борисом Ельциным в Кремле. Президент поздравил их с профессиональным праздником, вручил Звезду Героя России летчику-космонавту Геннадию Падалке, а также ордена космонавтам Николаю Губарину, Юрию Батурину, Талгату Мусабаеву.

Президент отметил, что 14 лет работы орбитальной станции "Мир" сделали ее поистине международной космической лабораторией, полигоном для испытаний технологий, так необходимых на земле. "Благодаря вашему высокому профессионализму, находчивости и мужеству наш космический дом продолжает работу", - сказал глава государства. Как сообщил РИА "Новости" руководитель Российского космического агенства Юрий Коптев, президент России Борис Ельцин поставил задачу: найти решения, которые бы продлили эксплуатацию станции "Мир", и ее нормальное функционирование.

По словам Коптева, проблемы с поиском внебюджетного финансирования дальнейшей эксплуатации станции "Мир" должны решиться до середины мая. Он выразил надежду в удачном решении этой проблемы. Как только на счет ракетно-космической корпорации "Энергия", которая получила исключительное право распределять ресурсы российского орбитального комплекса, начнут поступать деньги, можно будет обнародовать их источники, отметил Коптев.

Юрий Коптев также заявил сегодня журналистам, что нынешний День космонавтики "мы встречаем достаточно уверенно", есть "подвижки" по крупнейшим проектам. В минувшую пятницу принято решение о завершении испытаний служебного модуля Международной космической станции (МКС). Этот российский элемент должен стать основным в отечественном сегменте МКС - только после его присоединения к уже находящимся на орбите созданной в России "Заре" и американскому "Единству" на МКС может длительное время работать экипаж. Отправка модуля на космодром уже неоднократно откладывалась, однако, по словам Коптева, "примерно в первой неделе мая" служебный модуль будет отправлен на космодром с тем, чтобы обеспечить его запуск после 4-4,5 месяцев подготовки на Байконуре.

Руководитель Российского космического агенства отметил, что есть существенное продвижение в области коммерциализации космической деятельности. Недавно состоялся успешный первый запуск ракеты в рамках международного проекта "Морской старт". Проведя его, "мы открыли дорогу" для реальных коммерческих запусков, сказал Коптев. Первый коммерческий запуск планируется на сентябрь. В проекте "Морской старт", цель которого - коммерческие запуски спутников с плавучего космодрома, находящегося в экваториальных водах, участвуют фирмы России, США, Норвегии, Украины.

В этом году началась программа коммерческих стартов ракеты "Союз". Состоялось два коммерческих старта этой отечественной ракеты, на 15 апреля планируется третий запуск. В портфеле заказов на такие коммерческие старты - еще "порядка шести запусков".

В апреле планируется первый запуск по программе "Днепр". Это коммерциализация нашей тяжелой стратегической ракеты СС-18, подчеркнул Юрий Коптев. По его словам, в рамках отработки задач Минобороны будет решаться и задача запуска "первой коммерческой нагрузки" на "Днепре".

Как заявил аявил РИА "Новости" командир отряда российских космонавтов, Герой России, полковник авиации Валерий Корзун, побывавший накануне Дня космонавтики в Гагарине, в настоящее время значительно возрос объем подготовки космонавтов по международным программам, заявил РИА "Новости" командир отряда российских космонавтов, Герой России, полковник авиации Валерий Корзун, побывавший накануне Дня космонавтики в Гагарине. По его словам, успешно идет реализация проектов по полетам на международные станции и полетам на американских "Шаттлах". Космонавты 11-го набора, пять из которых проходят учебу в США, значительное место в своих занятиях уделяют тренировкам в условиях выживания при супернизких температурах и в сложной морской обстановке. Продолжается работа и по подготовке молодых космонавтов, а также по программе станции "Мир", сказал Корзун.

Изготовление первого франко-российского спутника связи "Сесат" вышло на финишную прямую. Об этом сегодня, в День космонавтики, РИА "Новости" сообщил заместитель генерального конструктора действующего в городе Железногорске (бывший Красноярск-26) Научно-производственного объединения прикладной механики (НПО ПМ) Владимир Бартенев. Он подчеркнул, что согласно подписанному около трех лет назад контракту с Европейской организацией спутниковой связи (ЕВТЕЛСАТ) уже в начале третьего квартала текущего года новый спутник должен быть выведен на заданную орбиту с космодрома "Байконур", и после отладки всех бортовых систем, на что дается два месяца, изготовители окончательно предъявят свое, уже расположившееся на орбите, изделие заказчику.

Изготавливая основную массу всех российских спутников различного назначения, сибиряки за 40 лет своей деятельности разработали и создали около 30 космических комплексов. А свои наиболее перспективные разработки 21 века НПО ПМ представит в этом году на очередном авиационно-космическом салоне, который откроется в Ле Бурже.

Петербургское КБ "Арсенал" разрабатывает спутники, позволяющие прогнозировать из космоса землетрясения и "видеть" на десятки километров вглубь земные недра. Как сообщили сегодня, в День Космонавтики, корреспонденту ИТАР-ТАСС в руководстве конструкторского бюро, несмотря на тяжелое экономическое положение разработчики полны новых планов и идей и активно работают над ихвоплощением.

Этому способствует и то, что российское космическое агентство, в структуру которого входит "Арсенал", оплачивает выполненные работы. Спутник "Предвестник землетрясений" способен прогнозировать катастрофы за срок от 2 часов до 2 суток до их начала. Аппарат может распознавать физические явления в атмосфере и ионосфере, которые обычно предшествуют землетрясению, однако могут быть зарегистрированы только из космоса.

В КБ надеются, что первый спутник для прогнозирования землетрясений весом 130 кг удастся вывести на орбиту уже в 2001 году. Космическое прогнозирование землетрясений способно, по меньшей мере, вдвое уменьшить количество человеческих жертв и на 10-20 проц снизить ежегодный ущерб от катастроф, который оценивается в 16 млрд долларов, считают в "Арсенале". При этом стоимость эксплуатации спутника не сравнима с материальным вредом, наносимым стихией.

Кроме того, в КБ разработан уникальный проект системы радиолокационного обследования земли из космоса "Обзор", который позволяет "видеть" на несколько десятков километров вглубь земные недра, недоступные прежде для локаторов. Здесь используются последние достижения теории систем, другие новейшие физические открытия, суть которых - в новом методе обработки и интерпретации радиолокационной информации земли.

Не так давно при помощи спутника, построенного "Арсеналом" и аппаратуры, разработанной петербургским физико-техническим институтом имени Иоффе, успешно завершен эксперимент по изучению всплесков космического гамма-излучения. Если удастся пролить свет на этот феномен, который считается наиболее таинственной областью современной астрофизики, то могут быть перевернуты все представления о строении и эволюции Вселенной, считают в петербургском научном центре. Сейчас готовится второй запуск такого спутника, причем проект будет носить международный характер.

Между тем некоторые представители космической отрасли отмечают, что недостататок бюджетных ассигнований на космические разработки приводит к тому, что некоторые направления российской космической деятельности "замораживаются". Так, академик РАН Николай Анфимов, первый заместитель директора Центрального НИИ машиностроения, заявил сегодня в интервью РИА "Новости", что в этом году, скорее всего, не будет запущено в космос ни одного российского спутника научного назначения.

По словам Анфимова, из-за тяжелой ситуации, в которой находится отечественная космонавтика, "больше всего потеряло" направление вывода на орбиты спутников для научных исследований. Ее госбюджетное финансирование в последние годы "непрерывно сокращается". В настоящее время на орбитах есть всего четыре отечественных научных спутника. Это аппараты для астрофизических исследований: два "Интербола", "Коронас-И" и "Апэкс".

Сейчас, отметил академик, нет новых российских спутников, запускаемых в интересах фундаментальной науки. Отечественные разработчики уникальной аппаратуры вынуждены "кооперироваться" с Западом, устанавливать на иностранных спутниках свою аппаратуру. Так, на двух американских аппаратах, направленных к Марсу в конце 1998 года есть российские приборы. На аппарате "Марс-Лэндер" находится разработанная Институтом космических исследований аппаратура для зондирования атмосферы, а на "Клаймет-Орбитер" - спектрофотометр, созданный с использованием российских комплектующих. Прежде, напомнил ученый, все было наоборот: на советских, российских космических аппаратах размещали зарубежную научную аппаратуру.

Новые российские научные спутники, по словам Николая Анфимова, разрабатываются, но чтобы от разработки "перейти" к созданию и запуску" нужны средства, а их сейчас нет. "Тяжелые" спутники, отметил ученый, стали "нам не по средствам". В планах на будущее, сообщил он, - переход к более малогабаритным спутникам, которые можно отправлять в космос на "конверсируемых" ракетах.

Основное, за счет чего удается сохранить все направления космической деятельности, - привлечение внебюджетных средств. "Это сейчас довольно значительное подспорье", - сказал Николай Анфимов. Наибольшее количество таких средств поступает за выведение на орбиты российскими носителями коммерческих аппаратов. В первую очередь речь идет о запусках "Протонов", в этом году начались коммерческие запуски ракеты "Союз". Коммерческие старты "Протонов" обеспечивают "достаточно большое" производство ракет, что позволяет, в том числе, "удержать" на высоком уровне их надежность, отметил академик. Помимо коммерческих запусков, российская космонавтика получает внебюджетные средства за счет поставок техники, проведение на коммерческой основе исследований.

Внебюджетные средства позволяют "удерживаться на плаву" ведущим отечественным центрам. Однако, в отличие от бюджетных ассигнований, которые "мы можем и должны" направлять туда, куда нужно для выполнения Федеральной программы, деньги, полученные по коммерческим программам, "идут целевым образом" предприятиям, которые их выполняют или их кооперации.

Сейчас количество выводимых на орбиты спутников, отметил Николай Анфимов, не такое, какое требуется для "восполнения" различных группировок, многие из них имеют меньше спутников, чем требуется. Для системы глобальной навигационной связи "Глонасс" нужно 24 аппарата, а их "несколько больше половины" от этого числа. Тем не менее, "система сохраняется, пусть не в полном объеме, но позволяет работать".

Еще один вид бизнеса для российской космической промышленности подсказал сегодня губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков - это перевозка в космос политиков и других туристов. Дмитрий Аяцков сообщил сегодня "Интерфаксу", что собирается в 2001 году отправиться в составе российского экипажа в космос. По его словам, договоренность об этом достигнута с гендиректором Российского космического агентства Юрием Коптевым. Полет губернатора будет приурочен к 40-летию со дня первого полета в космос Юрия Гагарина. "Гагарин наш земляк, он у нас родился и вырос. Саратовская земля стала его дорогой в космос и бессмертие", - сказал Аяцков.

Он сообщил, что еще не начал профессиональную подготовку в Центре управления полетами, но в то же время отметил, что находится в отличной физической форме. Тем не менее, если по каким причинам губернатору не удастся полететь в космос, то его дублером станет член правительства области.