Опубликовано в Gazeta.Ru от 07-04-1999 (Выпуск No 027) Оригинал: http://gazeta.ru/daynews/07-04-1999/20Skuratov.htm |
Выступая на заседании Госдумы, Юрий Скуратов сказал, что отстранение его от должности Генерального прокурора было произведено "с грубейшими нарушениями законности". Он утверждает, что эти нарушения были не случайны и преследовали четко выраженную цель - устранить неугодного прокурора. По словам Скуратова, заместитель прокурора города Москвы был не в праве возбуждать в отношении него уголовное дело. Скуратов считает, что возбудить уголовное дело в отношении него мог только исполняющий обязанности Генпрокурора, назначенный после освобождения руководителя Генпрокуратуры РФ или отстранения его от должности решением Совета Федерации. По словам Скуратова, поскольку указ президента о его отстранении от должности генпрокурора основывался на незаконном возбуждении в отношении него уголовного дела, это "разрушает юридическую основу указа" главы государства.
Скуратов сообщил, что на него оказывается давление "конкретными лицами". "Некоторым кажется, что это политика, но это перерастает в чистую уголовщину", - отметил он. Скуратов сказал, что по факту оказания давления на следствие возбуждено уголовное дело, и в рамках расследования он дает и будет давать показания. "Я объясняю следователям, как это готовилось, кому это выгодно и кто конкретно за этим стоит," - отметил Скуратов. Однако назвать конкретные имена отказался, сославшись на тайну следствия.
Отвечая на вопрос депутата ЛДПР Юрия Кузнецова о том, "было или не было" то, что многие телезрители увидели в одном из ночных выпусков новостей ВГТРК, Скуратов заявил, что он не хочет оказывать давление на следствие, но уверен, что оно разберется, в том числе с тем, "было или не было то, что показано на видеопленке". "Вы не можете сказать как мужчина: "было - не было то, что показали на видеопленке", - заявил депутат.
Скуратов отверг связь между "активизацией расследования громких дел" и его отставкой с поста генпрокурора. В частности, как заметил Скуратов, дело в отношении Бориса Березовского было возбуждено еще 18 января этого года и касалось деятельности фирмы "Андава" и злоупотреблений в АО "Аэрофлот". Касаясь выдачи Генпрокуратурой санкции на арест банкира Александра Смоленского, Юрий Скуратов отметил, что дело, в котором председатель правления банковской группы "СБС-Агро" фигурирует как подозреваемый, ведется следственным комитетом МВД уже 7 лет. Тем не менее, подчеркнул он, "в последнее время прокуратура действительно активизировала свою работу", но это связано "с накоплением качественных материалов".
В своем выступлении перед депутатами глава МВД России Сергей Степашин заявил, что "съем" компрометирующей Юрия Скуратова информации осуществлен незаконно. По его словам, государственный служащий любого ранга должен быть защищен от компрометации, однако только сам чиновник может обеспечить себе полную защиту. Кроме того, как отметил Степашин, "отдельные лица в правоохранительных органах все более политизируют свою деятельность", используя для этого давление на ход следствия". Глава МВД подчеркнул, что "нельзя смешивать правоохранительную работу с политическими демаршами".
Прокурор Москвы Сергей Герасимов сообщил депутатам, что обнародование известия о возбуждении в отношении Генерального прокурора Юрия Скуратова уголовного дела заместителем прокурора Москвы Вячеславом Росинским вызвало в прокуратуре Москвы "недоумение". По его словам, у него и других сотрудников возникли сомнения в компетенции лица, возбудившего уголовное дело, и юридических обоснованиях этого решения. Герасимов сказал, что утром 2 апреля его заместитель Росинский доложил, что накануне ночью его пригласили в администрацию президента и представили материалы, касающиеся злоупотреблений должностным положением, допущенных Юрием Скуратовым. Речь шла, по словам Герасимова, об известной пленке. Как заявил Герасимов, его заместитель пришел к выводу, что в действиях Скуратова содержится состав преступления, предусмотренный статьей 185 Уголовного кодекса - нарушение должностных полномочий. В этой связи Росинский там же в администрации президента написал постановление о возбуждении уголовного дела. Согласно постановлению, материалы дела должны были быть направлены в ФСБ, а затем первому заместителю генерального прокурора РФ. Отвечая на вопрос, почему Росинский не известил его о звонке из администрации президента, заместитель московского прокурора заявил, что "позвонить не мог", а "выбрали его потому, что он курирует следствие в Прокуратуре и в ФСБ".
Герасимов подчеркнул, что считал и считает, что возбуждать подобное дело могла только Генеральная прокуратура, Московская же прокуратура могла его расследовать лишь в том случае, если бы генпрокуратура передала ей это дело. Герасимов также сообщил, что после того, как получил объяснение от своего заместителя, он направился в Генеральную прокуратуру, куда затем был вызван и Росинский. После этого было принято решение передать материалы дела в главную военную прокуратуру. В целом, как отметил московский прокурор, необходимо, чтобы Государственная Дума в ближайшее время разработала и приняла специальный закон, содержащий механизм решения подобных вопросов в отношении Генерального прокурора, а именно: кто возбуждает и кто может расследовать подобное уголовное дело.
Госдума приняла решение просить ВГТРК "в удобное время" показать на своем канале запись выступлений Скуратова, Степашина и Герасимова.
Внеочередное заседание Совета Федерации, на котором должен быть рассмотрен вопрос об отставке Юрия Скуратова с поста генпрокурора, предположительно перенесено на 21 апреля.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |