Опубликовано в Gazeta.Ru от 30-03-1999 (Выпуск No 021) Оригинал: http://gazeta.ru/culture/30-03-1999_nika.htm |
В прошлую пятницу в Москве был объявлен список номинантов на русскую кинопремию "Ника", задумывавшуюся как аналог "Оскара". Все было очень торжественно, но только ленивый не написал, что после церемонии вручения "Оскара", показанной по ТВ (кстати, разочаровавшей - судя по рейтингам - американцев), "Ника" отдыхает. Что номинировать на одной неделе с вручением премий американской киноакадемии - попусту подставляться. Что за державу даже не обидно - потому что кино, как известно, у нас все равно до зрителя не доходит. И так далее.
Все это верно. Конечно, "Нике" никогда не быть "Оскаром" - точно также, как Москве - не быть Нью-Йорком, а Сочи - Каннами. Но, тем не менее, объявленные результаты дают основания не только для умозаключений о положении российского кино, но и об определенном сходстве премий подобного типа.
Прошлый год (несмотря на кризис) был достаточно урожайным на интересное кино. На мой взгляд лучшими были малобюджетные и дебютные фильмы: "Окраина" Петра Луцика, "С днем рождения!" Ларисы Садиловой и "Железная пята олигархии" Александра Баширова. Именно эти три фильма отвечают той линии, по которой следовало бы развиваться отечественному кино: не копируя Запад и не стремясь изобразить на малые деньги крупнобюджетный блокбастер, ориентируясь на национальную традицию и не впадая в жанр "кокошники-матрешки - это многое объясняет". Идеальным представлялось мне и отношение к политике (куда же без него, когда за окном такое творится): у Баширова - саркастически поданная люмпен-пролетарская левизна, у Луцика - эпический крестьянский анархизм, у Садиловой - женское равнодушие к подобным проблемам.
К списку достойных фильмов можно было бы еще добавить "Страну глухих" Валерия Тодоровского - вполне качественную вариацию на тему независимого кино. Что-то вроде "Брата", только с Диной Корзун вместо Бодрова-младшего.
Вот как распределял бы премии я. А вот каков результат голосования Российской киноакадемии:
Четверка претендентов на звание лучшего фильма выглядит так:
Луцик номинирован за лучший сценарий.
Повезло одному Тодоровскому, номинированному за лучший фильм и лучшую женскую роль.
Все четыре возможных "лучших фильма" - достойное кино, сделанное достаточно профессионально для России, чтобы можно было о них говорить. Одним словом - не "Му-му". Но тем не менее…
Я далек от того, чтобы навязывать свои вкусы и считать их истиной в последней инстанции, но отсутствие в списке Садиловой (собравшей букет призов на "Кинотавре") и Баширова (тоже обильно награждавшегося, имевшего хорошую прессу и неплохую фестивальную судьбу) не может быть объяснено ничем, кроме как последовательным эстетическим неприятием подобного кино со стороны Российской киноакадемии.
Иными словами, "Ника" очень хочет быть "Оскаром" - премией, дающейся за красивое и дорогое кино. В пятерку лидеров можно впустить на правах enfant terrible Алексея Балабанова с его фильмом "Про уродов и людей", но не Садилову, Баширова или Луцика. Точно так же, как "Оскар" включит в пятерку "Жизнь прекрасна", стыдливо задвинет вглубь "Шоу Трумана" и вообще не упомянет "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" или "Большого Лебовски".
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |