Опубликовано в Gazeta.Ru от 25-05-1999 (Выпуск No 056) Оригинал: http://gazeta.ru/culture/25-05-1999_hell.htm |
Только что представленный в Каннах фильм Марка Пеллингтона на этой неделе идет на экранах Москвы, ставшей первым европейским городом, где "Дорога на Арлингтон" вышла в прокат.
Почти до самого конца трудно сказать, о чем же на самом деле этот фильм: о террористах, которые проникают в любой дом и подстерегают честных американцев за каждым углом? Или – о паранойе, которая хуже террористов и тоже подстерегает – но уже за каждой извилиной собственного мозга?
Джеф Бриджес – точнее, его герой – спасает раненного соседского мальчика и знакомится с соседями. Ему нелегко – его жена, сотрудница ФБР, недавно погибла, и он в память о ней читает теперь лекции о терроризме своим студентам. Между Бриджесом и его соседом (Тим Роббинс) завязывается дружба – но чем дальше, тем больше Бриджес начинает подозревать, что сосед – не тот, за кого он себя выдает. Так ли это? Или виной всему – болезненная возбудимость героя Бриджеса, никак не могущего забыть жену и всюду ищущего террористов?
Несмотря на то, что полфильма сюжет буквально топчется на месте, не следует покидать зал (даже возмутившись чудовищным дубляжем), потому что неожиданный конец искупает многое. К сожалению, у авторов фильма не хватает выдержки дотянуть с ответом на вопрос о паранойе до самого финала – но зато он наглядно демонстрирует, что паранойа мирных граждан – лучшее подспорье террористам.
Впрочем, куда больше хотелось бы услышать ответ на вопрос, заданный героем своим студентам: "Как вы думаете, почему каждый год в Америке все меньше людей голосуют и все больше принимают участие в Сопротивлении?"
И в самом деле – почему? Террористы (в фильме действительно есть террористы – но не скажу кто) выведены столь шаблонно, что мотивы их действий невозможно понять – если, конечно, не предположить, что они одержимы стремлением к чистому Злу, подобно героям маркиза де Сада. Между тем, Бодрияр давно указал на одну из причин терроризма: анонимность решений, принимаемых властью (кто начал войну в Афганистане, Чечне и Сербии? Кто отдал самый первый приказ?), компенсируется анонимностью жертв терактов (кто погибнет при взрыве бомбы в универмаге? Кто задохнется, если в метро пустить газ?). Фильм добавляет к этому еще и анонимность террористов - кто взорвал бомбу? Кто ее изготовил? Кто пронес на место преступления?
Может быть - ты?
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |