Опубликовано в Gazeta.Ru от 19-05-1999 (Выпуск No 052)
Оригинал: http://gazeta.ru/culture/19-05-1999_kann.htm


Сергей Кузнецов, <kuznet@russ.ru>
Пройдя до половины

Иногда в самом деле жалко, что кинокритики и журналисты, прорывающиеся на пресс-просмотры в Каннах, в массе своей никогда не бывали в Москве и не покупали видеокассет у метро. Тогда их представление о российском кинопроцессе было бы куда адекватнее - они бы знали, что в России есть тупые комедии и трэшевые боевики, а не только монохромные и малопонятные драмы из истории ХХ века, такие как показанный в прошлогоднем конкурсе "Хрусталев, машину!" Алексея Германа и "Молох" Александра Сокурова, показанный в этом году.

Фильм Германа, как известно, можно увидеть только в каком-то маленьком парижском кинотеатре, фильм Сокурова вроде заявлен на июньском Кинотавре. Тогда у меня и будет возможность написать подробную рецензию - а пока можно только заметить, что фильм оставил зарубежных критиков в задумчивости: многие из них посчитали, что Сокурову удалось сделать то, что недавно казалось невозможным - показать Гитлера как человека средствами арт-кино. Впрочем, даже увиденный глазами любящей Евы Браун фюрер остается чудовищем: ипохондриком, истериком и психопатом. Сценарист Юрий Арабов в интервью AFP сказал:

- С христианской точки зрения именно в любви и состоит сущность спасения. Вопрос в том, можно ли спасти чью-либо душу, любя чудовище?

Впрочем, монотонный и сложный фильм Сокурова вряд ли может рассчитывать на что-нибудь, кроме приза за лучшую операторскую работу - хотя, конечно, он и был принят куда лучше "Сибирского цирюльника".

Среди разочарований фестиваля называют не только Михалкова, но и Лео Карракса, чей новый фильм "Пола Икс" огорчил даже французов, возлагавших особые надежды на автора "Дурной крови" и "Любовников с Нового Моста". Зато неожиданно - для меня - свежо прошел последний Альмадовар: первые несколько дней его фильм "Все о моей матери" значился неопровержимым лидером и потеснился только позавчера, чтобы дать место последнему фильму Этома Эгояна "Путешествие Фелиции", также собравшему букет восторженных критических отзывов. Хорошо были также встречены "Страна чудес" Винтерботтома, "Полковнику никто не пишет" Рипштейна и "Человечество" Бруно Дюмона. Впрочем, диалог, состоявшийся после просмотра этого французского фильма, вполне мог произойти и после "Молоха" Сокурова - французский критик долго восхищался формальным совершенством ленты своего соотечественника ("Это настоящий Курбе" - восклицал он), а его американская коллега из Variety ответила:

- А нам это нужно? - и добавила: - Только французы могут снимать такое кино.

Имеется в виду: живописное, неспешное и с непроясненным сюжетом.

Впрочем, есть фигуры, на которых мы все можем договориться: новые фильмы Линча, Гринуэя, Джармуша и Такеши Китано еще впереди.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.