Опубликовано в Gazeta.Ru от 18-08-1999 (Выпуск No 117)
Оригинал: http://gazeta.ru/culture/18-08-1999_edtv.htm


Сергей Кузнецов, <kuznet@russ.ru>
В телевизоре

Сегодня в кинотеатре "Американский дом кино" состоится премьера фильма EdTV, неуклюже названного по-русски "Эд из телевизора". Точнее было бы "ТелеЭд" или даже "Шоу Эда", чтобы сходство с "Шоу Трумана" было уж совсем очевидным. И тут и там главный герой - суть персонаж телешоу; невольный в случае Трумана и добровольный в случае Эда. Вместо Джима Керри - Мэтью Макконахи. Вместо параноидальной идеи о всеобщем заговоре, создающем вокруг тебя специальный мир - добродушная комедия о больших людях, захотевших использовать маленького человека, который в конце концов собрался с силами и сам использовал их всех. Плюс нехитрая мысль о зловредности масс-медиа, вторгающихся в частную жизнь человека - пусть даже и с его неразумного согласия.

Помимо "Шоу Трумана", можно помянуть не один фильм, посвященный жизни под прицелом (теле)камеры. Сравнительно свежий пример - фильм молодого американского режиссера Майкла Линдсней-Хога "Гай" как раз недавно появившийся на Горбушке. Снятый за несколько лет до "Шоу Трумана" и "ТелеЭда", он рассказывает историю юноши по имени Гай, которого внезапно начинает снимать на камеру преследующая его незнакомая девушка. Он, объясняет она, герой ее фильма. Она хочет не вмешиваться в его жизнь, а просто фиксировать ее. Гай (зачем-то) соглашается, и с ним начинаются почти те же самые неприятности, что с Эдом: начальство на работе недовольно, потому что не все законы соблюдает; девушка в шоке, потому что ревнует и вообще не рвется заниматься сексом перед камерой; домовладелица (и по совместительству еще одна подружка) выгоняет из дома. Временами совпадения с "ТелеЭдом" разительны, хотя девушка-режиссер в "Гае" никому не показывает свой фильм и оставляет за героем право "вето" на любой снятый ей эпизод.

Иными словами, не так важно, что тебя показывают по телевизору; важно, что тебя снимают на камеру. Чужой пристальный взгляд изменяет твою жизнь. И - как показывает флиьм "Гай" - жизнь того, кто смотрит на тебя.

Мне почему-то кажется, что эта история - вовсе не о масс-медиа, новых технологиях и нарушении частной жизни. Скорее о том, что появление Другого в твоей жизни всегда чревато изменениями. И не важно, ложится ли этот Другой с тобой в постель, говорит ли тебе какие-нибудь слова, бьет тебя в лицо или просто смотрит на тебя в глазок камеры.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.