Опубликовано в Gazeta.Ru от 18-03-1999 (Выпуск No 013)
Оригинал: http://gazeta.ru/culture/18-03-1999_art.htm


Сергей Кузнецов, <kuznet@russ.ru>
Музей на десять дней

На выставке, открывшейся позавчера в ЦДХ, представлена та часть знаменитой коллекции, собранной сектором новейших течений музея-заповедника Царицыно, которая относится к 1950-1980-м годам: от оттепели до Горбачева, от сюрреализма Пивоварова и раннего Кабакова до концептуализма Пригова и позднего Кабакова. Вероятно, можно спорить, насколько выставка представительна и концептуально выверена, но в данном случае простой способ представления "школ" кажется вполне адекватным материалу. Можно видеть, как неофициальное советское искусство проходит от абстракционизма и сюрреализма через минимализм и "поэзию ненужных вещей" к соцарту, концептуализму и акционизму.

Трудно ожидать от такой экспозиции открытий - но они и не требуются, поскольку речь идет о Музее, представляющем классику современного искусства (при всей парадоксальности этого определения). Наиболее интересно наблюдать в различных отделах выставки работы, о которых только слышал (ранний Пригов), видел на репродукциях (Вагрич Бахчинян) или читал в книжках. Так, можно увидеть фотографию знаменитой акции "Мухоморов", выложивших своими телами слово "х*й" задолго до аналогичного подвига группы ЭТИ, работы Пригова, в которой за окошечками "у нас" и "у них" открываются кусочки текста ("растет производство, единство народа и..." vs. "безработица жажда наживы...") Больше всего зачаровывает вид шрифта пишмашинки, такого знакомого и родного. Вспоминается юность и четыре копии "Эрики".

Воспоминания, вообще, искажают оптику. В первом же зале висят три работы Виктора Пивоварова, бывшего моим любимым художником еще до того, как я пошел в школу. "Оле-Лукойе" и "Приключения Дук-Ду". С ума сойти. Средняя из трех работ Пивоварова (листы "Лицо") как раз и посвящена памяти и припоминанию: и потому детские ассоциации уместны, как никогда.

Сравнительно поздний Кабаков уже напрямую обращается к своему опыту работы иллюстратором, когда рисует детскую картинку с детским стишком внизу - на фоне огромных, с трудом читающихся букв, складывающихся в слова, типа того, которое так любили "Мухоморы" и ЭТИ.

Ненужные вещи, нарисованные Никитой Алексеевым и собранные его коллегами по "новому реализму", тоже напоминают помойки времен детства и содержимое мусорного ведра, которое как-то раз выносил в первом классе.

Короче - если считать, что на выставке представлена героическая эпоха русского неофициального искусства, начинаешь чувствовать, что тебе повезло жить в это время. И ностальгично вздыхаешь много искреннее, чем на "песнях о главном".

Несмотря на то что все эта реакция вряд ли была запланирована авторами и устроителями, все равно чувствуешь удовлетворение: такое ощущение может дать только то искусство, которому ты был современником. Современное искусство.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.