Опубликовано в Gazeta.Ru от 15-06-1999 (Выпуск No 071)
Оригинал: http://gazeta.ru/culture/15-06-1999_kinit.htm


Сергей Кузнецов, <kuznet@russ.ru>
Покажи мне кино

Для меня, любителя кино преимущественно зарубежного, этот "Кинотавр" был необычным: зарубежного кино было очень мало - хотя уровень конкурса в целом вырос, но внеконкурсная программа скукожилась в несколько раз. Желающие могли смотреть ретроспективу Кшиштофа Занусси, а я предпочел четыре фильма привезенные в Сочи шведско-русским дистрибьютором Сэмом Клебановым - три "Догмы" и шведский фильм "Чертов Омоль" (он же - Fucking Amal, он же - "Покажи мне любовь"). Если не считать нескольких удачных фильмов из югославской ретроспективы "черного фильма", то это был почти весь зарубежный улов.

Все четыре фильма заслуживают отдельного разговора, который благополучно состоиться после их выхода в российский прокат. Первым стартует "Покажи мне любовь" (16 июня в "Стреле" - ну и рецензия не заставит себя ждать), осенью по штуке в месяц на экран выстрелят "Торжество" Виттерберга, "Идиоты" фон Триера и "Последняя песнь Мифуне" Серена Краг-Якобсена. Надо сказать, что предыдущий пакет Клебанова тоже был на диво хорош - "Фейерверк", "Забавные игры" и "Кровь с молоком", а сам Сэм - огромного роста с бритой головой - стал, пожалуй, одной из самых приметных фигур фестиваля.

Зарубежного кино было мало и потому пришлось смотреть кино отечественное. Общий его уровень столь удручающ, что провоцировал преимущественно на размышления о том, почему халтура так хороша у Роджера Кормана и так плоха у Иванова-Петрова-Сидорова. Тем не менее несколько фильмов заслуживают внимания. Разумеется, это "Молох" Сокурова - сильная, темная фантазия, в котором причудливая визуальность затмевает любые политические и эстетические трактовки. Многим понравился увенчанный призами "Блокпост" Александра Рогошкина, снявшего - после двух разудалых "Особенностей национальной охоты/рыбалки" - фильм грустный и серьезный. Моим же фаворитом, наверное, стал непримеченный жюри фильм Виталия Манского "Частные хроники. Монолог", смонтированый из фрагментов домашней, восьмимиллиметровой хроники и озвучен текстом Игоря Яркевича.

Вероятно, сначала был визуальный материал - а потом Яркевич написал слова, на него ориентируясь. Вот мы пили водку, вот плавали по Волге, вот мальчишник перед моей свадьбой. Помню, мама еще молода. Проходят годы. Исчезает советская власть. Проходит жизнь.

Визуальный материал подобран прекрасно, но тема ностальгии и воспоминаний о детстве и юности столь выигрышна, что все время не покидает ощущение, что сопроводительный текст можно было сделать лучше. Вроде, он и смешной и грустный и не ассоциируется с лирическим героем Яркевича - но что-то не так: не то, что-то лишнее, не то - чего-то не хватает. Может быть - много политики, может быть - чуть не хватает взгляда на прошлое из будущего ("а это Вовка, его потом убили", "вот Галка, она сейчас в Автралии" и так далее). Автор комментирует происходящее, словно ничего не знает о будущем - но при этом все равно не совпадает с собой тогдашним.

Все спасает резкий и неожиданный финал, переводящий фильм из жанра анекдота и социологического исследования - в любимый мной жанр посмертного прощания с жизнью.

Было бы несправедливо не сказать еще раз о прекрасной ретроспективе "Премьера, которой не было", в которой киновед Александр Шпагин представлял советские фильмы шестидесятых годов. В последний день фестиваля был показан странный фильм "Таинственная стена", за несколько лет до "Космической одиссеи" и за много лет до "Соляриса" представивший контакт как путешествие в собственное прошлое, где тени былого признаются в том, что они-то и есть настоящие марсиане. Странный и загадочный фильм, никем не увиденный в свое время и потому до сих пор не занявший заслуживаемого им места в истории фантастического кино.

СПИСОК ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Главный приз фестиваля "Золотая роза": "Блокпост" (реж. Александр Рогожкин)

Гран-при: "Молох" (реж. Александр Сокуров)

Специальный приз жюри: Актерскому ансамблю фильма "Мама" (реж. Денис Евстигнеев)

Приз за лучшую женскую роль: Елена Руфанова ("Молох", реж. Александр Сокуров)

Приз за лучшую мужскую роль: Владимир Ильин ("Хочу в тюрьму", реж. Алла Сурикова), Михаил Ульянов ("Ворошиловский стрелок", реж. Станислав Говорухин)

Приз им. Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму: Эдуард Артемьев ("Мама", реж. Денис Евстигнеев)

Гран-при конкурса "Дебют": "Тесты для настоящих мужчин" (реж. Андрей Разенков)

Специальный приз конкурса "Дебют": "За первые шаги в профессии" - "Употребить до:" (реж. Петр Точилин)

VI МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ В СОЧИ

Гран-при "Большая жемчужина": "За прекрасную актерскую работу актрисы Сары де Ро" "Рози" (Бельгия, реж. Патрис ТУА)

Специальный приз: "Ничего" (Польша, реж. Дорота Кендзежавска)

Приз за лучшую женскую роль: Теа Софье Рустьен ("Только облака закрывают звезды", Норвегия, реж. Торун Лиан)

Приз за лучшую мужскую роль: Андреас Шмидт ("Плюс минус ноль", Германия, реж. Йоун Мур) Эмиль Дери ("Китайская защита", Венгрия-Румыния, Габор Томпа)

Специальный диплом: "Сибирь" (Нидерланды, реж. Роберт Ян Вестдейк)

Приз Президентского Совета фестиваля "Кинотавр": "Кто, если не мы" (реж. Валерий Приемыхов), "Ворошиловский стрелок" (реж. Станислав Говорухин)

Приз ФИПРЕССИ: "За фильм формально безупречный, который в то же время отражает подлинно жизненную ситуацию" - "Ничего" (Польша, реж. Дорота Кендзежавска)

Специальное упоминание Жюри ФИПРЕССИ: "За раскрытие механизма коллективной психологии и демонстрацию высокого уровня человечности" - "Блокпост" (Россия, реж. Александр Рогожкин)

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков: "Блокпост" (реж. Александр Рогожкин)

Почетный диплом за выдающийся личный вклад в мировой кинематограф: Роберт Пауэлл

Приз Президента РФ "За вклад в российское киноискусство": Марлен Хуциев, Лев Кулиджанов, Георгий Данелия.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.