Опубликовано в Gazeta.Ru от 12-05-1999 (Выпуск No 047) Оригинал: http://gazeta.ru/culture/12-05-1999_sesann.htm |
Анонимный телефонный покупатель выложил шестьдесят с лишним миллионов долларов за картину Поля Сезанна, сделав ее тем самым четвертой в списке произведений искусства, за которые были заплачены большие деньги. Сказать "в списке самых дорогих" было бы некорректно: никто не знает, сколько может стоить "Мона Лиза" или многие другие произведения навсегда (надо надеяться) осевшие в музеях. Но некоторые картины иногда меняют своих владельцев - и вот на этом-то рынке и существуют цены. Можно, как я уже делал не раз, пуститься в рассуждения о странностях этого рынка - за что, мол, платятся деньги - за картину или за бумажку, удостоверяющую ее подлинность (но после последнего Пелевина это как-то совсем скучно). Или посетовать на то, что ушедшая в частные руки картина станет недоступной для широкой публики (последнее, на мой взгляд, снобизм: даже находящаяся в музее картина недоступна для 99,99% населения Земли.
Предвижу вопрос читателя о предшествующих рекордсменах. Среди них два Ван Гога и один Ренуар:
Одним словом, можно видеть, что пост-импресионисты, бывшие первыми непризнанными при жизни художниками нового времени оказались и самыми дорогими - в чем нельзя не видеть парадокса. Возможно, именно они сформировали массовый вкус ХХ века; возможно, на них продолжает работать модернистский миф о непризнанном художнике, обретшем славу после смерти. Возможно - и эта версия нравиться мне больше других - дело в японском экономическом чуде: заработавшие денег японцы рванулись на международный арт-рынок и импрессионисты, находившиеся под некоторым влиянием японского искусства, оказались для них самым подходящим объектом: европейцы, но эстетически близкие.
Волей-неволей вспоминаются строчки Маяковского, написанные, правда, задолго до японского экономического чуда:
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |