Опубликовано в Gazeta.Ru от 11-08-1999 (Выпуск No 112)
Оригинал: http://gazeta.ru/culture/11-08-1999_facultat.htm


Вторжение похитителей душ


Похоже, мечта о чудовище, которое пожрало бы всех, с кем приходится сталкиваться в процессе обучения, свойственна не только мне, потому что ее воплощению посвящено изрядное количество фильмов и книг (включая первый рассказ Стивена Кинга о тигре в школьном туалете, а также "Кэрри" и все вариации на эту тему). Роберт Родригес и Кевин Уильямсон (сценарист "Криков" и "Я (все еще) знаю, что вы сделали прошлым летом") сделали следующий шаг, задавшись проблемой о том, как спастись от чудовища тем хорошим ребятам, которые выжили.

Впрочем, вся прелесть фильма в том, что выжили как раз не самые хорошие: все сплошь двоечники и любители расширяющих сознание веществ (сиречь наркотиков). Именно последнее и дает им шанс - оказывается чудовища больше всего на свете боятся белого порошка, который люди не без удовольствия нюхают (создатели фильма пытаются нас убедить, что это вовсе не кокаин, а что-то куда более безобидное... так мы им и поверили). Так что героям остается только спрыскивать чудищ порошком и наблюдать их судорожную смерть.

Все писавшие о фильме говорят, что в его основе лежит классический сюжет о похитителях тел. Говоря о нем, чаще всего вспоминают классический (и гениальный) фильм Дона Сигела времен маккартизма - "Вторжение похитителей тел" - или его римейки, один из которых был снят Абелем Феррарой, но мне сдается, что идея была использована в куда большем количестве лент - взять ту же "Тварь" Джона Карпентера. В данном случае монстры, пожравшие всех учителей и отличников, сами превращаются в них.

Известный любитель смешивать жанры Кевин Уильямсон на этот раз смешал фильм о подростках и фильм о похитителях тел. Четверть фильма идет обычное про жизнь в колледже, потом постепенно разворачивается сюжет об учителях-оборотнях и в конце концов начинается финальный бой с монстрами. Ради жизни на земле. В свое время Родригес тоже мешал жанры, сделав микс из криминального и вампирского фильма (точнее, сделал этот микс, конечно, сценарист Тарантино, а Родригес только его оформил). Но если в "От заката до рассвета" обе линии были выполнены с ровным драйвом и заводом, то в случае "Факультета" необходимость живоописать студенческую жизнь явно тяготит создателя "Эль Мариачи" и кажется, будто он просто отбывает повинность, ожидая, когда же дело дойдет до монстров, битв и кокаинового теста на человечность.

Вероятно, Родригес, берясь за этот сюжет, имел в голове нехитрую автобиографическую идею: вот они с друганом Квентином и друганом Кевином (да и с братанами Уайнстайн) - двоечники и хулиганы, любители забить косячок и сделать дорожку. А Большой Голливуд - учителя и отличники, самые суки-то они и есть, И вот мы их и мочим.

Беда, однако, в том, что все хулиганство фильма столь тщательно дозированно, что уже и не воспринимается как хулиганство... скорее, как милая шутка. Похоже, пока создатели "Факультета" боролись за его воплощение, они незаметно для себя тоже пали жертвой неведомых монстров, вполне успешно превративших их из вчерашних "независимых" в вполне политкорректных "мэйджоров".

Иными словами - в учителей и отличников.

НОВОСТИ


Знаменитый голливудский актер Виктор Матьюр, прославившийся исполнением ролей билейских персонажей в эпических фильмах золотой эпохи Голливуда умер в понедельник в возрасте 86 лет.
Вышла книга фотографа Олега Смирнова "Представление" - или, может быть, точнее будет сказать, что вышла книга Иосифа Бродского "Представление" с фотографиями Олега Смирнова.
Дэвид Боуи и новозеландская группа Split Enz первыми встретят новый век на побережье Новой Зеландии

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.