Опубликовано в Gazeta.Ru от 10-06-1999 (Выпуск No 068)
Оригинал: http://gazeta.ru/culture/10-06-1999_tavr.htm


Кузнецов Сергей, <kuznet@russ.ru>
Ералаш, идиоты и те, кого не было


"Кинотавр" всегда был знаменит скорее хорошими внеконкурсными картинами, чем сильным конкурсом. К сожалению, в этом году слетела ретроспектива Пола Морриси - но и того, что осталось, вполне хватило.

Одним из самых сильных впечатлений фестиваля оказался старый - шестидесятых годов - фильм Валентина Виноградова "Восточный коридор", показанный в рамках ретроспективы "Премьера, которой не было", которую уже не первый год проводит на фестивале киновед Александр Шпагин и состоящую из неизвестных или забытых лент шестидесятых-семидесятых. "Восточный коридор" - фильм о партизанской войне в Белоруссии, глядя который понимаешь советских цензоров, решивших охранить вверенный им народ от столь сильного потрясения. Это не очередной военный "истерн" с лихими перестрелками и по-ленински добрыми секретарями подпольного райкома, а жесткая и пугающая мистическая картина, в которой неясными остаются не только такие мелочи, кто предатель, но и мотивы поведения почти всех персонажей, действующих словно в поле неведомых сил, направляющих, трансформирующих и в конце концов убивающих их. Темный и загадочный фильм, отдельные эпизоды которого впечатываются в память навсегда, чтобы навязчивым кошмаром вынырнуть в случайном трипе.

Под стать старому советскому кино оказалось и старое югославское кино: после ретроспективы "черного фильма" стало окончательно ясно, откуда растут ноги у Эмира Кустурицы - "Время цыган" выглядит просто вариацией на тему "Скупщиков перьев", снятых за двадцать с лишним лет до них.

Хорошей традицией стал показ на "Кинотавре" новых выпусков детского киножурнала "Ералаш", проходящий под несмолкающий смех не столько детей, сколько взрослых, которых было больше половины зала. Надо отметить, что сюжеты знаменитого журнала что не год становятся все неожиданнее и, сохраняя направленность на детскую аудиторию, позволяют взрослым киноманам широко интерпретировать увиденное. На этот раз были обнаружены параллели со "Свяжи меня!" Педро Альмадовара и "Идиотами" Ларса фон Триера. Знаменитый фильм фон Триера тоже был показан на фестивале в рамках показа датской "Догмы 95" и стал потрясением почти для всех, кто не видел его раньше. Он, вне сомнения, достоин отдельной рецензии.

В этом году приятно сильным оказался конкурс зарубежного фестиваля: такие фильмы, как китайская "Любовь в эпоху Интернета", финские "Крутые" и голландская "Сибирь", хотя и не являются кинооткрытиями, но заслуживают самого пристального интереса любителей кино.

Что же касается кино отечественного, то мое молчание легко объяснимо: пока что можно смело действовать по пословице: "либо хорошо, либо ничего".

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.