Опубликовано в Gazeta.Ru от 08-04-1999 (Выпуск No 028)
Оригинал: http://gazeta.ru/culture/08-04-1999_mama.htm


Сергей Кузнецов, <kuznet@russ.ru>
И чувства добрые я клипом пробуждал

Похоже на то, что я окончательно возненавижу телевидение. И не только по причинам, изложенным Пелевиным, или из-за дурацкой манеры перебивать рекламой то хорошее кино, которое иногда показывают по ящику - но из-за того, что оно делает с режиссерами.

Если сузить тему - виновато, конечно, не телевидение, а клипы (равно - рекламные и музыкальные), которые режиссеры на этом самом телевидении снимают. До вчерашнего дня мне было известны две ошибки, которые делают клипмейкеры, становясь кинорежиссерами. Теперь я узнал еще одну.

Впрочем, по порядку.

Первый тип ошибки - наиболее очевидный и далеко не самый страшный: фильм монтируется, будто это МТВ. Чик-чик-чик. Наплыв. Отъезд. Ни одного плана длинней двух секунд. И так - два часа. К концу первого получаса голова начинает болеть даже у поклонников этой эстетики, а еще через полчаса хочется уйти из кинотеатра домой, чтобы посмотреть то же самое по ТВ - но с большим комфортом.

Второй тип ошибки продемонстрировал в прошлом году Юрий Грымов. Берется красивый клип и каждый двухсекундный план в нем растягивается на десять минут. Долго-долго. Задумчиво-задумчиво. Смотрим в камеру. Смотрим вбок. Говорим слова. Молчим. И так три часа. Через час начинаешь засыпать, через полтора - идешь спать домой. С большим комфортом.

Третий тип ошибки продемонстрировал - как уже догадался читатель - фильм "Мама" Дениса Евстигнеева. Честно говоря, лично мне это очень обидно. С фильмом "Муму" все было ясно с самого начала: Грымов - гениальный селфпромоутер ("самопродвиженец") и хороший клипмейкер и съемки им Большого Художественного Фильма вдохновляют не больше, чем выставка картин маслом by Artemy Lebedev, если бы идея такой - не дай Бог - появилась в голове у Темы.Ру (То, что этого не происходит, вероятно, свидетельствует о том, что Интернет - более здоровая медия, чем ТВ. Или что Лебедев просто умнее Грымова).

Вернемся к Евстигнееву, рекламный плакат чьего фильма "Мама" подозрительно напоминает мне плакат фильма "Муму" (почти те же буквы чуть косо размещенные на большом листе). Мне нравился фильм "Лимита" - в нем, несмотря на развесистую дигитальную клюкву в том, что касалось хакерства - было некое ощущение безумного времени. Что-то вроде того, что можно было спустя несколько лет найти у Пелевина и чего не получилось у Дыховичного в "Музыке для декабря". Клипы "Русского проекта" мне тоже понравились. Возбуждали добрые чувства - почти как мэйнстримный Голливуд, но тратя на это много меньше времени. В фильме "Мама" был прекрасный подбор артистов - Мордюкова, Миронов, Машков, Меньшиков. Сюжет - о семье музыкантов угонявших самолет еще при советской власти - позволял сделать все что угодно. Хотелось эпоса, "Однажды в СССР". Мир советского шоу-бизнеса переплетенный с криминалом и терроризмом. С настоящими страстями и национальным колоритом.

Вместо этого зритель получает набор из пятнадцати (примерно) первоклассных клипов в стиле "Русского проекта", кое-как связанных воедино. Клипы действительно первостатейные. Например: приезжает в Москву мужик из "горячей точки", захватив с собой автомат с глушителем и оптическим прицелом. Залезает в пустой дом в центре. Долго (секунд тридцать) рассматривает в прицел жизнь в доме напротив. Потом поднимает ружьишко повыше - и ловит в перекрестье звезду на Спасской башне. Несколько раз жмет на курок. Видит, как звезда чуть вспыхивает, отражая пули. Удовлетворенно ухмыляется, прячет автомат в сумку, идет дальше.

Хороший клип.

Или еще. Мужик приходит просить кокаину у негров (почему-то у ГЗ МГУ, а не у Патриса Лумумбы, ну да ладно) Денег нет, но может танцевать. Его просят станцевать лезгинку. Он зажигательно танцует (совершенно безумно), в конце сорвав тюльпан зажимает его в зубах наподобие розы. Следующий кадр. Тот же мужик идет по людной улице и нюхает тюльпан с удовлетворенным выражением лица.

Хороший клип.

А вот еще…

Может, хватит? Беда в том, что все клипы никак не собираются воедино. Такое ощущение, что фильм был обречен на стадии сценария (я не говорю уже о вопиющей неправдоподобности медицинской линии). Жалко.

Одно спасение - разрезать "Маму" обратно на клипы и показать по ТВ, чтобы зритель мог спокойно посмотреть его дома. С большим комфортом.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.