Опубликовано в Gazeta.Ru от 30-04-1999 (Выпуск No 044)
Оригинал: http://gazeta.ru/comment/30-04-1999_princip.htm


Сергей Митрофанов, <mitron@rinet.ru>
О буквальной цене политической принципиальности

Что мы ждем от аналитиков? Простого и ясного ответа: улучшается или ухудшается общая ситуация. А так же: ведут ли действия политической элиты к оным результатам, или власть существует сама по себе, а ситуация в стране развивается по своим законам. Хотя на эти вопросы каждый отвечает сам, попробуем перечислить основные достижения политической и экономической мысли на прошлой неделе в свете свершившегося.

Главная неприятная новость. В мае опять приближается дата очередного платежа по российским и советским долгам. Платить по-прежнему нечем. Российская сторона ведет выматывающие и запутывающие противника переговоры с целью разделить советскую и российскую части долга. Про первую предлагают забыть, а вторую обслуживать с помощью денег МВФ, которые МВФ не дает. Переговоры идут быстрыми и обнадеживающими темпами, но ни к чему пока не привели, потому что такая арифметика западным экспертам не нравится. Видимо, они считают, что завершение переговоров по-российски подрывает устои капитализма, при котором на каждый вложенный доллар из принципа надо получить доллар и небольшую прибавку. В России же при сложившейся ситуации на доллар предлагается получить цент и, согласно логике Белого Дома, очень сильно этому радоваться. Радоваться никто не хочет. Шутки шутками, а если бы в России были бы озабочены интегрированием в мировое экономическое пространство и выполнением своих обязательств, то сделали бы то, что предлагалось сделать в самом начале перестройки, – провели инвентаризацию ресурсов, представляющих мировую рыночную стоимость. (К которым, например, относятся те же Курильские острова.) И пошли бы по пути предоставления концессий, как это сделал Ульянов-Ленин, когда экономическая ситуация ухудшилась, несмотря на победы на фронтах гражданской войны. Но до этой политики власть дойдет не скоро, хотя обязательно дойдет.

Ситуацию с траншем МВФ, которая завязана с ситуацией выплат по долгам, тоже можно отнести к неприятностям. На переговорах всплыли новые требования: от России требуют трехкратного повышения акцизов на бензин, принятия закона о реструктуризации кредитных организаций, утверждения поправок к закону о несостоятельности кредитных организаций, отсрочку введения пониженной ставки НДС, отмену ряда ограничений ЦБ РФ в сфере валютного регулирования. Большинство требований можно выполнить только через процедуру голосования в Думе, что означает, что в любом случае деньги из МВФ пойдут не скоро. Требования спорные: повышение акцизов на бензин вызовет рост цен на товары, доставляемые к потребителю транспортом и, соответственно, инфляцию. Ограничения ЦБ, несмотря на то, что они противоречили Уставу МВФ, объективно способствовали стабилизации рубля, что также являлось требованием МФВ. Поэтому многие наблюдатели увязали затягивание переговоров с МВФ проблемой Косово, что логично. Следовательно и ключ к получению кредитов в более ясной внешнеполитической линии России. А она не ясна.

Неприятная новость заключается также и в том, что эмбарго на поставки энергоносителей в Югославию коснулось и нефтедобывающего комплекса России. Вернее, НАТО вправе рассчитывать, что страна, целиком зависящая от западных капиталов, будет выполнять требования альянса. Однако выполнение этих требований угрожает экспортной базе России, ориентированной на энергоносители. Что делать? В России есть силы, которые предлагают странные решения. Наплевать на эмбарго. Подключить к транспорту танкеров и судов различного назначения отряд боевых кораблей Черноморского флота. В частности... ракетный крейсер "Адмирал Головко" с 16 противокорабельными ракетами П-35 с дальностью стрельбы около 400 км ("НГ",№78). Чем все это кончится, одному Богу известно. Ведь понятно, что теоретически, если ракета может улететь за 400 км, то она оттуда может спокойно и прилететь. Но не надо этого бояться, советуют политологи вроде Андраника Миграняна, бывшего члена президентского совета. И выказывают удивительную логику. С одной стороны, говорят они, блеф в политике самоубийственен, особенно, когда страна находится в состоянии полураспада, а бюджет верстается в Вашингтоне. И тут же: но эффективная поддержка Югославии и срыв агрессии НАТО в жизненных интересах России. У сербов, мол, хватит мужества и на себя и на того парня, то бишь Россию. Тут и гегемонии Америке наступит конец. А с испуга Запад даст кредит, и простит долг.

План отличный, жаль невыполнимый, – сетует дальше Мигранян. Судя по его дальнейшим рассуждениям, потому, что в Кремле не такие дураки сидят и, отбиваясь от внутренних врагов, все-таки предпочитают опираться на реальную силу, то есть готовы к сепаратной сделке с Западом.

Тут надо объясниться. Сегодня многие государственники, в том числе и национальная совесть России Солженицын сетуют на исчезновение биполярного мира. Они протестуют против спонтанного становления однополярного мира с международным жандармом США во главе, а та часть российской интеллигенции, которая продолжает "тупо" поддерживать Запад, выходит предателями. Государственники говорят много хороших и правильных слов, но вот беда: в политики ценятся не намерения, а результаты. Реальная же ситуация складывается таким образом, что Россия не в состоянии продемонстрировать альтернативную экономическую и политическую модель, отсутствуют и духовные ценности, ради которых стоило бы стараться. Единственный шанс влиять на ситуацию в мире в пользу своих граждан – слиться с западным миром, а не противостоять ему. Точно так же могла бы поступить и Югославия, тем более, что эта политика остановила бы кровопролитие. Возникает вопрос: а что мешает? Патриотизм? Иное видение геополитических приоритетов? Мифические славянские памятники в Косово? Зачастую более прозаические причины: нежелание как бы международной сертификации внутренней политики. Принятие западных стандартов для многих посткоммунистических стран – в экономике, праве, образе жизни, – означало бы неизбежные мирные смены менеджерских классов, доказавших свою несостоятельность. Как правило, именно на нежелание расстаться с синекурой очень узкой политической прослойки наталкиваются возможные рациональные решения в области реформ. И тем не менее...

Есть и хорошие новости. Одна из них принятие Думой согласованного с президентом варианта закона "Об иностранных инвестициях в Российской федерации". Это тот долгожданный закон, который страхует инвестора от ухудшения условий инвестиционной деятельности. С этим законом Россия опоздала на семь лет, но лучше поздно, чем никогда. Единственно, чего, кажется, не понимает власть, это то, что основной массе инвесторов этого закона уже мало. 17 августа прошлого года Россия показала, что она в состоянии отказываться от государственных обязательств, естественно, память об этом будет жить годы и годы. На мой, план привлечение инвестора должен включать в себе не одни законодательные меры, но и комплекс политических и даже гуманитарных инициатив, направленных, в том числе, и на возвращение доверия к государственным обязательствам.

Динамику курса доллара на прошлой неделе можно было бы отнести к положительным тенденциям, если бы на свою беду большая часть население не аккумулировала свои личные средства в долларах. Тем не менее, временное улучшение соотношения рубля к доллару на руку всем работающим в бюджетной сфере. Впрочем, здесь нет никакого чуда: в марте шли налоговые платежи. Сказались и меры правительства в области валютного регулирования. Скоро все войдет в норму. Тем более что по прогнозам Минэкономики РФ, отдаление сроков получения кредитов МВФ и других международных организаций приведет к инфляции в России в 1999 году в размере 45-50% вместо прогнозных 30%. И все это опять же зависит от того, какая точка зрения победит в России на ее роль в мировых процессах...

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.