Опубликовано в Gazeta.Ru от 25-08-1999 (Выпуск No 122)
Оригинал: http://gazeta.ru/comment/25-08-1999_deti.htm


Сергей Митрофанов, <mitron@rinet.ru>
Пропавшие дети

Волна пошла с Хабаровска. Некий ретивый и дотошный работник краевого комитета образования обратил внимание, что документы на усыновление российских сирот гражданами других стран оформляются не совсем надлежащим образом, а главное - чрезвычайно, не по-советски быстро. Американцы с великой радостью хватали нашу российскую кровинушку, не смотря даже на то, что... ох, читатель, подумай только, откуда берутся сироты? Ведь от родителей алкоголиков, от родителей маргиналов, просто от сволочей, какие это могут быть дети? Так вот, они хватали "наших" детей, больных и беспомощных, и волокли их через кордоны со скоростью, которую только позволяют развивать современные транспортные средства. Странно.

Слово за слово. Проверочка за проверочкой, родилось уголовное дело. Мимо проходил журналист. А когда мимо проходит журналист, кроме всего прочего возникает газетная статья. Она и возникла. Но тут надо сделать одно отступление. Чем ближе журналист подходит к своему источнику информации, тем больше он ему доверяет. Ближе журналист к следователю, статья получается острей, разоблачительней, страстно певец слова призывает разобраться и наказать. Ближе журналист к адвокату, больше он упирает на права человека, на недопустимость вмешательства в частную жизнь и т.п. Ничего не хочу сказать плохого о собратьях по цеху, но давно убедился: на этих реалиях и произрастают информационные войны. Знающие люди давно это поняли и потому не чураются прессы, а строят с ней долгосрочные доверительные отношения.

Статьи получались хорошие. Сначала дальневосточный, а потом и всероссийский читатель узнал, что, оказывается, российские дети стали предметом экспорта за рубеж. На них якобы даже существуют расценки в Интернете. "Такса на усыновление: от 0 до 1 года - 11 500 тыс. долл. (Тут автор немножко перегнул, потому что это будет больше миллиарда. - С.М.), от 1 года до 2 лет - 10 000; от 2 до 3 - 9000, от 3 до 4 - 8000; и, наконец, от 5 и старше - 6500 тыс. долларов (Ого-го, больше шести миллиардов! - С.М.)", - пишет "Молодой Дальневосточник". Далее газета продолжает: "За пятнадцать тысяч баксов в Хабаровске (и не только) можно купить супермладенца - без малейшего намека на физическую или умственную отсталость. В этом отношении мы даже не дотягиваем до Бразилии - там за полноценного ребенка приходится отваливать как-никак 20 тысяч. Согласитесь, за державу обидно. Причем государство с этих денег не получает фактически ничего - кроме въездных и выездных пошлин, а все суммы идут на счета забугорных агентств". Этот пассаж мне особенно нравится: обычно у нас не возникает и тени сомнения, что деньги должны получать не те организации, которые что-то придумали и осуществили, в данном случае агентства, которые нашли сиротам богатых родителей (по крайней мере, по версии этих агентств), а наше государство, в котором считается нормой, что мать бросает своего ребенка. Кстати, есть случаи, когда эта, с позволенья сказать, мать потом все-таки приходит к своему брошенному ребенку. Не роняйте слезу - она замечает, что в детском доме ребенку обломились какие-то хорошие вещи, забирает их и уносит. Но об этом позже, позже... В детских учреждениях эпохи постперестройки жизнь ребенка в любом случае далеко не сахар.

Статья, которую я цитировал в начале, называется "Хижина тети Нади", а подзаголовок ее такой: "Торговля детьми запрещена в России и Америке. Однако законы обеих стран оставляют лазейки, которыми пользуются расторопные люди". Назван и расторопный людь. Им (вернее, ей) обозначена Надя Хьюстон. Из биографической справки: Надежда Владимировна Хьюстон, родилась в 1955 году в селе Зайково Курганской области. До 1991 года работала зубным техником в артели "Амур", в 1991 году выехала в США, в 1995 году получила американское гражданство, в 1997 году вернулась в Хабаровск представителем двенадцати международных агентств по усыновлению. Зная, как тут у нас все устроено, где лестью, где, наверное, подарками очень быстро организовала бесперебойную циркуляцию документов по инстанциям. В результате с ее помощью были найдены родители за рубежом для около сотни сирот. В настоящее время, по одной версии, продолжает заниматься тем же делом в Узбекистане, по другой версии - находится в бегах и ее разыскивает Интерпол.

Не будем скрывать, эта бесперебойность циркуляции документов послужила первотолчком для разворачивания детектива, триллера и ужастика одновременно. Хотя газета и писала, что в России можно приобрести супермладенца, американцы забирали "почему-то" в основном дефективных детей. Я-то догадываюсь, почему, и читатель, наверное, согласится - потому что ВСЕ брошенные дети дефективны, и выжившие в наших роддомах - они ВСЕ чем-нибудь больны. Но наши моралисты вопрошали: "На что американцам больные дети?" И сами же отвечали, представляя мир по тем сериалам, которые идут с утра до вечера по телевизору, и по тем, поднимающимся из глубины души, позывам: ясно зачем, разобрать на запчасти! Один из приемных родителей-американцев сам оказался чем-то болен, вывод напрашивался сам собой: вот подрастет наш Коленька, он ему печень-то и взжик!

Признаться, были газеты, которые указывали на рудименты холодной войны и на несколько фантастическое мышление постсоветских людей, но газеты-то надо продавать! Статья в "Хабаровских вестях" так и называлась: "Русского Колю усыновили, чтобы у папы была новая печень". То, что подзаголовок, набранный более мелким шрифтом, говорил совсем о другом - "Такие мифы распространяли люди, которые не хотят, чтобы наши больные дети обрели счастье в американской семье. Зачем?" - уже ничего не значило. Читатель видел заголовок и хватался за сердце. К сожалению, убыстряющийся темп жизни нас настраивает на клиповое мышление. Заголовок и иллюстрация кодирует наше сознание современного обывателя - на этом принципе работает реклама. Нет дыма без огня, - на этом тезисе обычно успокаивается совесть...

Проблема вышла на всероссийский уровень, когда в "Известиях" появилась статья дальневосточного корреспондента Бориса Резника "Дети в Интернете". Опять же, ничего нельзя сказать плохого про Резника. На Дальнем Востоке он слывет народным защитником, да и журналист он, несомненно, опытный, умеет метать стрелы так, что не придерешься. Чего не знает, того не говорит. А намекает, строит предположение, как бы стереоскопически рассматривает тему, парит, создает тревожное ощущение. Опять идут сведения о Наде Хьюстон. Об ускоренном процессе усыновления и удочерения. О том, что один усыновитель стар, другой - болен. С намеком, с сомнением. Но все-таки и он, Резник, прокололся! Ведь все приведенные им факты взяты из следственного дела, которое вообще-то секретно. Конечно, г-н Резник может возразить: нет, не из дела, а из региональных газет, но не мог же он не видеть, краевой депутат и претендент на кресло в Госдуму, что упоминание подлинных фамилий детей-сирот и их приемных родителей-американцев, обсуждение в прессе болезни богатого американца, во-первых, не только противозаконно, но и не этично? Хотя, может быть, во-первых, не этично, и только во-вторых - противозаконно.

Поднятая в Хабаровске волна прокатилась по всей стране. В сети следствия угодили многие чиновники, многие же и вывернулись. Осталась одна судья, которая штамповала решения. Все ее решения отменили. Детей постановили вернуть. Начался Кафка. Американцев вызвали из их родных техасов в суд Индустриального района Хабаровска. Для тех, кто никогда не бывал в Хабаровске, опишу: это огромная и вся какая-то гипертрофированно индустриальная территория с тремя огромными дымящимися трубами посередине. Ехать сюда из Америки - не только не ближний свет, да и удовольствие ниже нормы. Да и, наверное, это предписание в Америке воспринимается странноватенько.

Но американцы испугались, стали детей прятать. Американские официальные органы сразу же замкнулись и заткнулись, как партизаны. Хьюстон из Хабаровска съехала. "Местонахождение усыновленных детей и их судьбу установить не представляется возможным", - зловеще бубнило следствие. Испуганная судья Галина Антушевич, так зовут нашего незадачливого крайнего, побежала оформлять визу в США, чтобы убедиться, что с детьми все в порядке. В консульстве ей сказали: "Мадам, да вы же в розыске!" Тут, как говорится, и наши подоспели...

На этой оптимистической ноте прервусь, потому что с группой официальных лиц я вылетел в Хабаровск, чтобы на месте разобраться в том, что произошло. В сердце скребло (или сердце скребло?): неужели все-таки наших детей расчленили? А я так верил в Америку! Но все-таки странно, ведь были все адреса американцев, нельзя разве было просто набрать номер телефона и спросить: "Эй, Пол, где Катенька, где Коленька?" Да и американцы, не совсем же отморозки, тащить ребенка через границу под своей фамилией, везде фиксироваться во всех бумагах, а потом бритвой по горлу ребенка. Американская Фемида, по-моему, этого тоже не поощряет. Впрочем, надо разобраться...

Продолжение следует

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.