Опубликовано в Gazeta.Ru от 21-06-1999 (Выпуск No 075) Оригинал: http://gazeta.ru/comment/21-06-1999_deti.htm |
«Никогда и ничего не просите, ... в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут», - в этой фразе булгаковского Воланда лучше, чем где бы то ни было, сформулирован своеобразный кодекс чести современного человека. Лучше не просить ничего, ни любви, ни участия, ни помощи. Это мои проблемы, сам справлюсь, я вас не трогаю и вы меня не трогайте. Еще есть мнение, что те кто сильнее нас - хуже, подлее и бесчестнее нас, и просить у них все равно что признать торжество порока над добродетелью. На противоположном полюсе - Евангельские «Просящему у тебя дай» и «Стучите и отворят вам». Что просящих хватает - это понятно. Странно, что почти на каждого просящего находится свой дающий. Собственно просить можно по-разному. Накачать младенца транквилизаторами, шататься с ним по вагонам метро и завывать хорошо поставленным голосом. Скромно позвонить тем, кто знает тебя и потому не откажет. Писать письма в газеты, использовать возможности Интернета. Давать тоже можно по-разному. Просящие через Интернет нашли своих дающих.
21 июня исполняется полгода сетевому проекту «Помогите спасти детей!» (deti.msk.ru). Его авторы не слишком рассчитывали на успех, скорее это была попытка подключить Интернет к работе, которую уже 10 лет ведет в Республиканской детской клинической больнице группа милосердия. Многие из этих людей - христиане и просить им не зазорно, тем более для других. У родителей, вынужденных по несколько месяцев или лет находиться с детьми в больнице, не хватает иногда денег даже на качественные продукты. Произнесенная вслух стоимость лекарств, необходимых для спасения жизни ребенка, вызывает у матерей стандартную реакцию - шок и слезы. От сотрудников группы милосердия ждут чуда. Чудеса случаются. В больнице погибают дети, это реальность. Но ни один еще не умер из-за того, что для него не нашлось денег на лекарства или специальное оборудование. Сайт deti.msk.ru видели почти все. Думаю, многим будет интересно познакомиться с непосредственными участниками этого проекта. Лучше, чем они сами, о них никто не расскажет.
Галина Чаликова: Связующее звено
Ее телефон и адрес можно прочитать на титульной странице сайта. Непосредственно к ней обращаются желающие помочь детям. Дома у Гали Смольный в миниатюре. Если она не в Cети, то значит непрерывно звонит телефон. Галя утешает родителей, общается с врачами и спонсорами, договаривается с фармацевтическими фирмами о льготной продаже лекарств. В свободное от волонтерской деятельности время Галя выполняет свою непосредственную работу (социологические исследования), а также занимается мужем и 12-летним сыном.
«Первый раз я появилась в этой больнице после Спитакского землетрясения. Туда привезли детей из Армении, и об этом была телевизионная передача. Я пришла в больницу узнать, не надо ли чем-то помочь. Оказалось, что детям не хватает элементарных вещей, колготок, например, которых тогда невозможно было купить в магазинах. И мне удалось договориться с фабрикой, чтобы она продала колготки по оптовой цене. Наверно, тогда я и поняла, что у меня получается что-то доставать или вести переговоры.
В 90-м году моя мама заболела раком, множество людей откликнулось на эту болезнь и захотело ее спасти. Нас пригласили на лечение в Германию, где маму, меня и моего ребенка приютил известный скрипач Марк Лубоцкий. Он не только предоставил нам жилье, но и всячески развлекал и заботился о нас. Устраивал нам праздники, дарил подарки. Нам помогали и другие люди, и во время маминой болезни, и когда она умерла. Мы получили огромное количество любви, щедрости, и после маминой смерти у меня было огромное чувство благодарности к этим людям. Я стала думать, чем я могу отплатить, причем в основном, нам помогали обеспеченные люди, у которых было все. Марку Лубоцкому, например, ученики подарили дерево в Израиле, и я подумала: «Даже дерево и то ему подарили». И тогда я поняла - единственное, что можно сделать в благодарность - это помочь другим остро нуждающимся людям. Кому сейчас настолько плохо, насколько плохо было нам.
Иногда меня обвиняют в том, что мы тратим огромные деньги на безнадежно больных детей. Иногда и я сомневаюсь в том, насколько это правильно, но все равно делаю это, сама не знаю почему. Я верю, что может быть случай чудесного исцеления, и что Господь может все. И потом, кто-то может считать, что этот ребенок безнадежен. Но у ребенка есть мать, и как я скажу ей, что не буду больше помогать ее ребенку, потому что врачи поставили на нем крест, и надо ждать пока он умрет. Я не могу так сказать. Эту ситуацию называют терапией отчаяния. Когда больной безнадежен, а лечение проводится, потому что нельзя отказать матери в последней надежде. Можно оставить умирать взрослого человека, который отвечает за себя сам. Но нельзя отказать родителям, среди которых бывают люди уже потерявшие детей или те, кому уже больше не родить. Иногда терапия отчаяния приносит свои результаты, и безнадежных детей удается спасти.
Самое страшное, что только бывает - это общаться с родителями умерших или умирающих детей. Когда родители понимают, что это уже все. Они звонят мне и говорят упавшими голосами. Слов для них у меня нет, что сказать не знаю, просто немею. И тем не менее, мамы детей, в которых я принимаю участие звонят мне. Когда кто-то умирает, я говорю себе, что не пойду в больницу никогда. Может быть мне нужно меньше привязываться к этим детям, просто доставать для них деньги и все. Но у меня так не получается, и я опять прихожу в больницу».
Алексей Налогин: Защитник детей
Автор и постоянный веб-мастер проекта. Профессионально занимается рекламой в Интернете. Для того, чтобы поддерживать сайт deti.msk.ru, выучил язык html, которого раньше не знал. Это его первый успешный проект. Сейчас Алексей занимается своим вторым проектом. Он подал в суд на ЦИТО с требованием возместить ему моральный ущерб. В результате сделанной 8 лет назад операции на позвоночнике Алексей, которому тогда было 14 лет, потерял способность ходить. Алексей мечтает изменить действующее законодательство нашей страны таким образом, чтобы больной перестал быть игрушкой в руках врачей.
«Информацию о РДКБ я нашел по подписке citycat.ru в «Бинокле». И у меня возникла идея сделать сайт, целиком посвященный больным детям. Этот проект именно предназначен для Интернета, потому что все акции в прессе и на ТВ носят одноразовый характер, а сетевой проект может действовать всегда. Я предложил Гале Чаликовой свою помощь. Поскольку я занимаюсь рекламой, у меня есть представление, как донести информацию до наибольшего числа людей. Я разослал письмо, которое попало к 10-ти тысячам человек, а они уже, используя свои базы данных, рассылали его своим знакомым. Содержание письма было такое: «Здравствуйте, извините, что посылаем вам письмо с помощью массовой рассылки. Но наша проблема требует незамедлительного участия большого количества людей. Сейчас в РДКБ погибают от нехватки лекарств дети. Им срочно нужна помощь. Пожалуйста, примите участие в их спасении. Полная информация о странице находится по адресу www.chat.ru/~dety/help» Потом уже появились ссылки, банерные сети, люди стали откликаться, звонили Гале, привозили деньги. Потом Антон Носик предоставил сайту доменное имя deti.msk.ru, и сайт переехал сюда. Роман Курков сделал графику, потому что первоначально на сайте были только фотографии и текст.
Я с самого начала хотел сделать постоянно действующий сетевой проект, который жил бы сам по себе, независимо от конкретных людей. И я сделал его таким, каким он должен быть. Я давно хотел сделать что-то важное нужное, не растянутое на всю жизнь, а с реально видимым результатом. Этот проект всегда был во мне. Меня зовут Алексей, и мне говорили, что это переводится как «защитник детей». Я слышал это с детства, и давно хотел оправдать свое имя. Когда мама была беременна, ей приснилось, что сына зовут Алексей, а потом ей акушерка сказала, что сына надо так назвать. Мое имя - это я. Многие люди задают себе вопрос: «кто я, зачем живу?». У меня была фраза: «Алексей - защитник детей». Это надо было оправдать. К проекту подключаются все новые и новые люди, журналисты, переводчики. Это как снежный ком, люди приходят, уходят, а проект работает. Первоначально мы хотели помочь одному ребенку, а помогли уже 8 детям. Идей у всех много, но мало кому удается довести дело до конечного результата. У меня десятки проектов, но это первый, который я закончил. Я сделал этот проект для общества. Получилось - я рад».
* * *
С момента начала действия сетевого проекта разрозненными пожертвованиями было собрано около 30 тысяч долларов. До этого с помощью массовой рассылки по фирмам, удалось собрать 50 тысяч долларов. Кроме того, за сайтом следят состоятельные люди. Один из них, помимо того что полностью оплачивает стоящее несколько тысяч долларов лечение самых нуждающихся детей, по выходным сам варит обеды, а потом выезжает в город и раздает их бомжам. Этот человек, как и все прочие благотворители, никогда не называет свою фамилию, предпочитает оставаться неизвестным. По словам Галины Чаликовой, через Интернет, в основном, помогают молодые мужчины, среди которых много москвичей, а также наших бывших соотечественников из Америки, Швейцарии, Дании. Некоторые сдают сотни долларов, другие - приносят по 100 рублей. Всем эти пожертвованиям находится достойное применение, помимо лекарств детям необходимы продукты, витамины, памперсы.
Когда я еще тешила себя мыслью о принадлежности к мидл-классу, я думала, что если каждый из нас обеспечит благополучную жизнь себе и членам своей семьи, то всем будет хорошо. Довольно скоро я убедилась, что эта красивая схема не работает. И дело тут не в чудовищном положении дел в нашей стране, вообще, и нашей медицине, в частности. Эта схема вообще не работает даже во вполне благополучных странах, где волонтерское движение развито сильнее и не носит столь маргинальный характер, как у нас. Более подробно об этом движении в России и за рубежом можно почитать в статьях Михаила Кордонского «Добровольцы» и «Чужой ребенок».
В добровольном труде интереса ради нет ничего нового. Можно сказать, что подавляющее большинство сайтов Рунета создавалось на волонтерских началах. Но 21 декабря впервые возник прецедент, когда Интернет занялся не раскруткой собственных интересов авторов, а спасением чужих детей. Хотя, говорят, что чужих детей не бывает. Эта в меру пафосную фразу подтверждает каждый отозвавшийся на просьбу о помощи человек. Ни у кого, заметим, из тех, кому я кидала ссылку на этот сайт, или кто увидел его сам, не возникало недоверия или пренебрежения к его целям и методам их осуществления. Несмотря на обилие спама, вероятно, пользователи привыкли Интернету доверять больше, чем призывам к помощи в прессе, по телевидению, не говоря уже о многочисленных нищенствующих на городских улицах. Сайт «Помогите спасти детей!» был первым проектом подобного рода, далее начал работать сайт «Зов милосердия» Андрея Ильичева тоже, кстати волонтера из РДКБ. Потом Интернет боролся за жизнь Франтишки Павловской. Жизнь девушки удалось спасти благодаря огромному числу людей, не пожалевших для Франтишки своих времени и крови. И вот 28 мая начал работать сайт www.sos.ru, авторы которого собрали воедино информацию о всех нуждающихся в помощи людях. Насколько мне известно, в иностранной Сети примеров подобной деятельности нет. Это чисто российское ноу-хау. И сайт «Помогите спасти детей!» был первым.
Огромное спасибо всем, кто помогал и помогает детям. Спонсорам, донорам, переводчикам, провайдеру; людям, разместившим у себя баннеры и ссылки; редакторам газет и журналов, написавших о сайте; врачам, предоставляющим информацию; дизайнеру, веб-мастеру и эксклюзивно волонтерам!
P.S. Сейчас Галина Чаликова находится в больнице, и некоторое время на титульной странице сайта будет висеть мой телефон. О том, почему я участвую в этом проекте, могу сказать лишь одно: впервые за много лет у меня появилось чувство, что я делаю нечто безусловно правильное.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |