Опубликовано в Gazeta.Ru от 05-03-1999 (Выпуск No 005) Оригинал: http://gazeta.ru/comment/05-03-1999_0305denegnet.htm |
Сюжет под названием "Где взять деньги, и как обходиться без них, если их взять будет негде?" может длиться бесконечно. Хотя эта тема для России не нова, на текущей неделе он получил дополнительный импульс, вследствие некоторой и, возможно, заведомой неразберихи. Международный валютный фонд решительно отказался предоставлять России кредиты. Поэтому многомесячные прения по российскому бюджету 1999 потеряли всякий смысл, а местную прессу заполнили противоречивые комментарии с двумя противоположными оттенками - оптимистическим и пессимистическим. Что означает новый раунд внутренней борьбы за оставшиеся ресурсы - финансовые и власти.
Правительство, которое, похоже, не понимает, что делает, и комментаторы, которые не понимают, на что надеется правительство, порадовали противоречивыми сообщениями.
Прежде всего, ответственный за переговоры с МВФ вице-премьер Маслюков, - он же и фактический премьер в отсутствии отбывшего на отдых премьера и одновременно пребывающего на излечении президента, - сообщил, что директор-распорядитель МВФ Мишель Камдессю никаких соглашений по новым кредитам подписывать не собирается. Якобы МВФ пытается "оказать давление" на Россию, "заставить нас сделать то, что мы не приемлем".
При этом остается непонятным, что же такое не согласно пообещать сделать российское правительство? До этого российское правительство с легкостью выдавало государственные обязательства, а потом с такой же легкостью и даже какой-то обидой на кредиторов от них отказалось. Кроме того, лексика рыночных требований МВФ и лексика правительственных деклараций практически совпадают. Это и "продолжение курса реформ", "финансовая стабилизация", "бездефицитный и реальный бюджет", "рыночная экономика" и т.п.
Если верить правительству, то МВФ влезает в несущественные частности, например, требует создания торгово-сопроводительных организаций в газовой отрасли, что, по мнению Маслюкова, "значит - наплодить воров". Неужели Россию можно испугать лишним десятком-другим воров? Если верить спикеру Нижней палаты Селезневу, то МВФ требует урезать социальную сферу, которая, между прочим, и так равна нулю, и довести плату за жилье до реальной цифры. Если же верить застрельщику антикоррупционной кампании Григорию Явлинскому, то МВФ просто не уверен, что средства опять не провалятся в черную дыру.
Сам же Мишель Камдессю, выступая на конференции в Вашингтоне, тоже вполне логично объяснил, что МВФ не удовлетворен мерами, которые правительство РФ принимает для увеличения бюджетных доходов и возвращения инвесторов на российский рынок.
То есть МВФ недоволен тем, что правительство РФ не имеет реального плана, как выходить из ситуации глубокого экономического кризиса, не стабилизирует банковскую систему, не пытается урегулировать длящийся спор между российскими властями и кредиторами... Что верно.
Комментируя ситуацию зашедших в тупик переговоров, российские СМИ впадают в две крайности: оптимизма и пессимизма. Оптимизм выглядит так: деньги все равно дадут. Совершенно очевидно, что политическое решение о реструктуризации долга СССР уже чуть ли не принято. Якобы западные кредиторы, по инициативе Билла Клинтона, готовы "простить" 103 млрд долларов в обмен на надежду когда-нибудь получить оставшиеся 39 млрд долларов. Точно так же ведь поступили и вкладчики СБС-АГРО и других российских коммерческих банков, согласившись на реструктуризацию своих средств по предложенным насильно схемам. Психология всех кредиторов в мире примерно одинакова.
Оптимизма добавляют и сообщения, что деньги малым потоком в страну все-таки собираются поступать. Министр труда и социального развития Сергей Калашников сообщил, что достигнута договоренность, о транше Всемирного банка в размере 250 млн долларов на структурную перестройку системы социальной защиты. Есть информация, что Запад собирается вкладывать средства в районы экологических бедствий, дабы не распространять заразу. Якобы Deutsche Bank, один из крупнейших западных держателей ГКО-ОФЗ, расколов единство Комитета 19 западных банков-держателей ГКО, подал заявку на обмен своего пакета российских госбумаг. Это уже почти победа! Теперь все они побегут в Россию на условиях последней. То есть отдать 1/4 долга, который 10 млрд долларов, с рассрочкой на когда-нибудь, после дождичка в четверг. Вслед за Deutsche Bank на российские условия согласился Chase Manhattan Bank, а следующим, судя по всему, станет французский Credit Lyonnais. В России начался бум на рынке ценных бумаг, что, по классической теории кризисов, означает начало выхода из депрессии.
Пессимисты говорят, что все это, мягко говоря, не верно, а, жестко говоря, втирание очков народу. Например, ничего такого хорошего Deutsche Bank не делал и никуда не прибежал. Заявление сделало всего лишь одного из дочерних отделений с самостоятельным балансом, и с ним сейчас разберутся.
3 марта министр финансов Задорнов с паническими интонациями объявил, что если Россия в течение ближайших недель, конкретно - трех, не добьется заключения соглашения с МВФ, то она исчерпает свои валютные резервы, необходимые для обслуживания внешнего долга. России придется объявить дефолт. Второй за полгода. Это уже входит в привычку. Дальше можно каждый месяц по дефолту!
Что это означает? Вроде бы ничего такого: как жили плохо, так и будем продолжать. На самом деле, нет, еще хуже. Будет арестована госсобственность за рубежом, а в стране начнется инфляция. Бюджет, над которым работали несколько месяцев все самые умные экономисты страны, придется выкинуть на помойку и жить без бюджета. Российские банки снова переложат свои проблемы на плечи вкладчиков и окончательно откажутся отдавать деньги. Доверие к системе упадет. Импорта не будет. Если бы пришел внешний управляющий, то, может быть, все случилось бы и к лучшему. Но патриотически-настроенная по отношению к своим привилегиям элита этого не допустит. Россия попадет в режим самоизоляции с рецидивами полицейского управления. Начнутся волнения. Все рухнет окончательно.
Надо полагать, что существование полярных "аргументированных" версий означает лишь одно: нешуточную борьбу в верхах за оставшиеся в стране ресурсы - финансовые и властные, с вовлечением в нее международных кругов. Одни силы стараются свалить кабинет Примакова, тихо-тихо сосредоточивший в своих руках с помощью спецслужб рычаги контроля за олигархатом, другие - наоборот, скинуть с шахматной доски конкурентов, аккумулировавших средства на спекуляциях прошлых лет "реформ". В рамках этой борьбы инициировано создание специальной комиссии при Совете Федерации, рассматривающей причины кризиса 17 августа. Заседание Совета Федерации намечено на роковое число - 17 марта. Будет интересно.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |