Опубликовано в Gazeta.Ru от 02-04-1999 (Выпуск No 024)
Оригинал: http://gazeta.ru/comment/02-04-1999_komment.htm


Сергей Митрофанов, <mitron@rinet.ru>
Ложные цели и успешное их достижение

Всю прошлую неделю политическая элита России была занята генерированием ложных целей и преодолением мнимых препятствий, но даже в этом увлекательном занятии она достигла странных результатов. Создалось впечатление, что, ринувшись улаживать балканский кризис, политики столкнулись в дверях и рассыпались, как кегли. Экономическая жизнь внутри страны замерла. Весь мир глядит на это в немом изумлении.

Действительно, совершенно необъяснимо, почему радеющим за сербов Говорухину и Семаго стало так отвратительно, что лидеры "Правого дела" собирают подписи против войны, что они тут же спровоцировали самую натуральную драку в собственном парламенте. Прямо по пословице: бей своих, чтобы чужие боялись. Но это как бы медицинский случай. Однако и правительство, якобы состоящее из профессионалов, вело себя не менее странно.

Прежде всего, зафиксировался совершенно ненормальный перекос в сторону внешнеполитической деятельности. Страна с населением в 150 млн человек продолжает решать только "балканскую проблему", как будто нет ни других проблем, ни других новостей. При этом известно, что вся Сербия по численности равна одной московской области, и растрачивать на эту проблему весь моральный и организационный потенциал огромного государства не целесообразно. По моим наблюдениям, дирижируемая сверху истерия уже вызывает раздражение у бюджетников. Они справедливо начинают подозревать, что под шумок войны вовремя не будут проиндексированы зарплаты, а все устроено с единственной целью – собрать так называемый инфляционный налог. Мол, война, а вы тут со своими зарплатами.

Но наверное, это утверждение не совсем верно. Власть в России не замечена даже в осмысленности козней. Ситуация до боли напоминает известную итальянскую комедию про Фантоцци. Фантоцци служил в фирме, в которой время от времени менялся руководитель. У одного был заскок по части физического воспитания сотрудников, другой помешался на кинематографе и заставил сотрудников заново переснять “Броненосца Потемкина”, у нас, блин, премьер-министром стал бывший международник, и мы тоже все стали международниками.

В то же время единственный чиновник, кому по штату положено заниматься балканской проблемой – Игорь Иванов – этой проблемой… НЕ ЗАНИМАЕТСЯ. Поскольку достаточно трудно отнести к образцам дипломатического искусства его нервные заявления об агрессорах на Западе и о пятой колонне на Востоке. С такой лексикой трудно не только рассчитывать на успех в качестве посредника-миротворца, а можно вызвать прямо противоположные, аллергические результаты.

Можно, конечно, предположить, что патриотическая риторика обращена исключительно на отечественную аудиторию, а на международной арене соблюдается дипломатический стиль, но в любом случае двойной счет очень и очень опасен. Во всяком случае, обстрел американского посольства братками, самодеятельные попытки введения дискриминационных мер относительно “граждан стран НАТО” (их, например, предлагалось не обслуживать на Горбушке, где торгуют ворованными у Запада же CD), а также увольнение американских профессоров из Балтийского государственного технического университета по политическим мотивам наносит российскому обществу больше вреда, чем гипотетическому Западу.

Но и без этого, к ведомству Иванова множатся более общие вопросы: нужны ли России союзники и кто они? В чем заключаются ее геополитические интересы?

Любой нормальный человек ответит: союзники нужны, их нужно искать там, где развитые экономики и развитые демократии. Вместо этого российская пропаганда продолжает бредить по поводу необходимости сохранения биполярного мира. Почему нам так повезло, что мы обязательно должны представлять из себя второй и, видимо, отрицательный полюс, никто объяснить не может.

Итог заидеологизированной политики и перекоса таков, что в дни кризиса на Балканах Россия осталась без руководства на хозяйстве в собственной стране. Можно ли винить бывших сателлитов, что в результате они даже ускорили дрейф в стороны североатлантического альянса? Создается впечатление, что самолеты-невидимки их пугают все же меньше, чем очевидный имперский идиотизм. Это касается не только Польши, Венгрии, Чехии, но и Грузии, Азербайджана. Украина, на словах поддерживающая Россию, так же не свернула своих контактов с НАТО. Не исключено, что и в Югославии дело закончится тем, что стороны найдут компромисс и, в конце концов, выкинут Россию из комбинации, поскольку в военном отношении Россия ничем помочь не может, кроме громких заявлений, рассчитанных на внутреннего потребителя, а экономическая помощь со стороны России еще меньше имеет смысла. Понимают ли это кремлевские мечтатели? Понимают ли они, что главное тайное оружие Запада не ракеты, а образ жизни?

Что мы можем ему противопоставить – вопрос не праздный. Хотелось бы вычитать ответ между строк президентского послания, озвученного 30 марта, но оно не стало чем-то большим, чем ритуальное действие. Говорят, армия помощников была больше озабочена не тем, чтобы послать стране мобилизационный импульс, воспользовавшись уникальным шансом, дарованным конституцией, или, по крайней мере, использовать послание в качестве PR-акции, а тем, чтобы президент смог физически дочитать его до конца. Это ему удалось. Все вздохнули с облегчением. Но не было сказано ничего такого, что нельзя было бы впоследствии либо отменить, либо трактовать как-то иначе, либо забыть. Каждый увидел что-то свое. Зюганов – ничего. Виталий Третьяков оценил послание как “недурственное”, а директор Института политических исследований Сергей Марков, например, нашел в нем сожаление по поводу ушедших молодости и славных годах путчей и реформ. Эдакое “Старик и море”. Старик и Дума. Меня же удивил пассаж, в котором Ельцин фактически реабилитировал правительство Кириенко, которое он же и выгнал. На мой взгляд, это что-то из Фрейда, либо они не знают, кого придумать в противовес коммунякам. Мысль ушла из Кремля.

Есть ли она в Белом Доме? На прошлой неделе он сотворил так же и проект “Программы социально-экономического развития страны в 1999-2002 годах”. Можно видеть, что в одних только цифрах выражены надежда на то, что все получится, наравне с опасениями, что все провалится. В 2000 году начинается экономический рост, но не все смогут им воспользоваться. Согласно выкладкам, безработица будет расти вплоть до 2002 года (дальше, естественно, заканчивается не безработица, а сам проект). В общем, нынешнее поколение будет продолжать жить при кризисе. Вряд ли этот лозунг будет способствовать гражданскому согласию.

Реальная же картина такова. Валовой выпуск продукции и услуг пяти базовых отраслей российской экономики в январе-феврале 1999 г. снизился по сравнению с тем же периодом 1998 г. на 6,1% . В феврале 1999 года по сравнению с февралем прошлого года снижение составило 5,5%, по сравнению с январем этого года - 0,4%. Спад промышленного производства в январе-феврале 1999 г. по сравнению с тем же периодом 1998 г. составил в России 4,3%, сельскохозяйственного - 5,5%. Оборот розничной торговли сократился на 17,4%, объем платных услуг снизился на 1,2%. Грузооборот предприятий транспорта снизился на 2,0%, инвестиции в основной капитал сократились на 9,3%.

Пугает даже не спад, а то, что Россия даже не пытается найти свое место в мировом разделении труда. Этих идей нет ни в экономических программах, ни даже в экономической публицистике. Пока что Россия собирается оставаться полюсом – кто будет за это платить?

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.