Опубликовано в Gazeta.Ru от 28-06-1999 (Выпуск No 080) Оригинал: http://gazeta.ru/algo/28-06-1999_chess.htm |
В прошлое воскресенье завершилось девятое первенство мира по шахматам среди компьютерных программ - The 9 World Computer-Chess Championship (см. "@"-daily от 15.06.99).
Почетный гость этого первенства - генеральный директор компании ДИСКо Михаил Донской - по возвращении из Германии дал "@" эксклюзивное интервью.
Михаил Донской: Всю историю шахматных программ я бы разделил на два цикла. Первый - это когда появились статьи о возможности компьютера играть в шахматы. Он начался пятьдесят лет назад - в 1948 году. А в 1974 году, который можно считать переходом ко второму этапу, компьютеры уже вовсю играли в эту игру. И тогда же создатели шахматных программ начали гонку за скорость машин. Сейчас же настал такой этап, когда не число процессоров и их быстродействие влияют на результат, а лучшая оценка позиции на поле, умение программы отсекать глупый ход. То есть происходит возвращение к шахматам, к их предметной области. Кстати, победитель этого первенства - программа Shredder - отнюдь не такая уж и быстрая. (Результаты других участников можно посмотреть на сайте чемпионата.)
"@": Как смотрелась на первенстве мира российская шахматная программа?
М. Д.: От России была представлена "любительская" программа Centaur, которую создал Виктор Вихарев из курчатовского института. Уровень подобного рода программ на первенстве уже не проходит. Сегодня лидируют профессиональные игроки с командой высококлассных разработчиков, имеющих неплохую зарплату и хорошую техническую базу - сейчас создание серьезной шахматной программы требует многопроцессорной машины со специальной архитектурой.
"@": А людям предоставили возможность сразиться с программами?
М. Д.: В последний день чемпионата был устроен такой поединок. В нем приняли участие пять гроссмейстеров - Иван Соколов, Кристофер Лутц, Рафаэль Ваганян, Борис Альтерман и Лоек ван Вели. Они-то и померялись интеллектом с программами. Общий результат - равный счет: по одной победе с каждой стороны и три встречи закончились вничью.
Вопрос о единоборстве искусственного интеллекта и человека решался не только за виртуальной шахматной доской, но и на конференции "Достижения в компьютерных шахматах". На ней немецкий гроссмейстер Хельмут Пфлегер (Helmut Pfleger), который занимается компьютерными шахматами, сделал замечательный доклад на тему "Обман в шахматах". Вывод этого доклада - если хорошему игроку во время игры будет помогать машина, то ему сразу можно дать 200 очков вперед. Это заведомая победа, практически не зависимая от того, с кем он играет. На эту тему в декабре прошлого года уже случился достаточно громкий скандал. Некий малоизвестный игрок совершенно неожиданно одержал важную победу над достаточно серьезным соперником. Это была совершенно нереальная победа. И сейчас его подозревают в жульничестве - одна из программ повторила все его ходы, кроме одного. Специалисты предполагают, что в момент этого хода просто произошел какой-то сбой в передаче данных.
Проблема использования помощи компьютера волнует многих гроссмейстеров. Гарри Каспаров, например, в ближайшее время собирает во Франкфурте специалистов по информационной безопасности в бизнесе с целью обсудить с ними возможные способы отслеживания подобного мошенничества.
"@": А не возникали ли претензии у участников турнира друг к другу, ведь программы были разного уровня?
М. Д.: Страсти кипели, как на любом спортивном соревновании. Но никаких эксцессов на первенстве не случилось. За все время проведения турнира в апелляционное жюри, членом которого мне довелось стать, не было подано ни одной жалобы или претензии.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |