Опубликовано в Gazeta.Ru от 22-07-1999 (Выпуск No 098)
Оригинал: http://gazeta.ru/sport/22-07-1999_legalize.htm


Е. Зуй
Спорт-legalize

То, что случилось год назад, велосипедный мир потрясло. Сперва один из членов команды, участвовавшей в "Туре-98", попался на таможне с грузом запрещенных препаратов, потом стимуляторы были обнаружены в гостиничных номерах и фургонах остальных членов этой же команды, затем выяснилось, что нечисты вены и у большинства других участников гонки. Французская полиция, в очередной раз изумив мир своей особой, ни на что не похожей разновидностью адекватности, принялась за повальные обыски среди спортсменов, их тренеров и врачей. Разъяренные велопрофи начали грозить забастовками, массовым сходом с гонки и отказом участвовать в будущих "Турах". Организаторы вертелись, что твой уж на сковородке, пытаясь гонку спасти, спонсоров успокоить, с полицией не рассориться и в убытках не оказаться одновременно. И еще одиннадцать месяцев после этого ни в "бродячем цирке" профессионального велоспорта продолжали бушевать страсти вокруг прошлогодней "Большой петли".

Что сделано, то уже сделано. Полицию остановить невозможно. Если французские законы запрещают взрослым мужчинам принимать амфетамины, значит делать этого на территории Французской республики не стоит. Вопрос только в том, что не принимая запрещенных препаратов выступать на высшем уровне в профессиональном велоспорте невозможно. И это знают все.

В доме повешенного не говорят о веревке. В женевских кабинетах исполкома Международного олимпийского комитета и не менее международных федераций по видам спорта не принято вслух признавать то, о чем не знают разве что маленькие дети: в современном профессиональном спорте невозможно победить, не используя последние достижения фармацевтики. Даже принц де Мерод, которому по должности положено бороться с допингом, заявил, что его ведомство не в состоянии победить в этой борьбе, а потому согласно на почетную капитуляцию - радикальное сокращение списка запрещенных препаратов, в котором должны остаться только самые сильнодействующие, вред от которых не подлежит сомнению. Принц сделал свое заявление почти год назад. Тогда Самаранч разразился резкой отповедью - боролись, мол, боремся и будем бороться с этой заразой. Сегодня даже у могучего маркиза нервы сдали. Месяц назад в своем интервью он практически слово в слово повторил предложения де Мерода. Капитуляция не за горами.

Самаранч торопится и спешка его вполне понятна. Полгода непрерывных разборок с подкупами видных функционеров МОК меньше всего на свете ему хочется оказаться причастным к еще одному скандалу. Но, похоже, на сей раз чутье испанцу изменило. Зрители еще не готовы к открытому примирению с допингом, а значит не готовы ни спонсоры, ни телекомпании, миллиарды которых обеспечивают существование профессионального спорта. Но есть и другой выход. Забавно, что родился он именно в велоспорте, с которого год назад и началось триумфальное отступление антидопинговых комиссий на заранее подготовленные позиции.

Сразу же после прошлогоднего скандала на "Тур де Франс" ведущие велокоманды одна за другой стали делать осторожные намеки на то, что во Франции больше колеса их не будет. Во всяком случае до тех пор, пока местное законодательство не станет более либеральным. Но свято место пусто не бывает, а лучшие гонщики мира без работными становиться пока не намерены. И тут-то вовсю стала дискутироваться идея возрождения Велогонки Мира. Помните, была такая многодневка по дорогам СССР, Польши, Чехии и ГДР, в которой мерялись силами лучшие "любители" соцлагеря? После падения Стены все они ушли в профессионалы и боролись за победу уже на "Вуэльте", "Джиро д'Италия" или "Тур де Франс", а Велогонка Мира благополучно скончалась. Как оказалось, не навсегда. У реаниматоров восточноевропейской многодневки в запасе оказался козырь, побить который вряд ли смогут директора более благополучных гонок - на возрожденной Велогонке Мира будет самый либеральный в мире допинг-контроль! И это уже серьезно.

Если восточноевропейцам удастся осуществить свой план, мы станем свидетелями маленькой, но очень важной революции в профессиональном спорте. Календарь велосезона довольно быстро разделится на две части. В одной - гонки для нынешней элиты, "грязные" гонки, организаторы которых не станут задавать участникам лишних вопросов по поводу чистоты их крови. В другой половине останутся "Тур де Франс" и "Джиро" - многодневки для тех, кто уверен в своих анализах (сейчас такой уверенностью не может похвастаться никто из элиты). Кто больше заинтересует зрителей - неизвестно. Армстронг, Виранк, Берзин, Ульрих, Рийс и другие звезды, скорее всего, предпочтут более покладистых организаторов бесконечной нервотрепке, ночным полицейским облавам и прочим подобным "радостям", которыми их встречают Франция с Италией. Но именно эти имена собирают зрителей и спонсоров. И именно на них будут делать ставку организаторы "грязных" гонок. Не исключено, что со временем "чистыми" останутся только юношеские и любительские соревнования. А может и нет: кто знает, ведь зрители могут утратить интерес к соревнованиям, победителей которых определяют неизвестные миру фармацевты. И тогда МОК сможет перейти в настоящее наступление на допинг, точно зная, что общественность на его стороне. Только вот верится в подобный исход с трудом - до сих пор история спорта подтверждала, что публике нравятся те, кто готов ради успеха лишиться сил и здоровья: за свои деньги зрители требуют настоящих страстей, а не товарищеских матчей.

В любом случае, возрождение Велогонки Мира можно только приветствовать. Переход к открытому разделу профессионального спорта на "чистый" и допинговый лучше хотя бы потому, что он честнее. Когда-то отечественная спортивная журналистика делала вид, что наши спортсмены - "любители", сейчас - старательно не замечает аптечного привкуса больших побед. Кому от этого лучше? Уж точно не спортсменам. Они и так гробят свое здоровье, принимая все, что приносит штатный фармацевт своей команды. Так что для них ничего не изменится, только нервы сберегут.

А единственный серьезный аргумент, который могут выдвинуть в ответ противники допинга состоит в опасении, что после его легализации китайцы виграют все "золото" мира. Не исключено, конечно. Но тут уж вся надежда на наших фармацевтов. До сих пор они со своими обязанностями справлялись.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.