Опубликовано в Gazeta.Ru от 13-08-1999 (Выпуск No 114)
Оригинал: http://gazeta.ru/sport/13-08-1999_gordost.htm


Зу И, <zuy@usa.net>
Национальная гордость и предубеждения у футболистов и обозревателей

"Известия" объявили промежуточный результат в борьбе российской и украинской федераций за самых перспективных футболистов СНГ. По мнению спортивного отдела газеты, пока в этой борьбе Россия уверенно лидирует со счетом 17:2. То есть наши южные братья и соседи одарили российскую сборную 17 игроками, а вот мы им делегировали только двоих. Правда, обозреватель газет "Известия" и "СПОРТ Сегодня" Дмитрий Навоша, проведший этот подсчет, полагает, что довольно скоро счет изменится: под желто-голубые знамена собираются перейти российские легионеры киевского "Динамо". В общем, великая битва за штампы в паспортах молодых да перспективных разворачивается нешуточная.

Тирады о том, что паспорта вообще-то были и остаются инструментом насилия государственной машины над свободой личности, мы вынесем за скобки, как не имеющие непосредственного отношения к тематике этой рубрики. В спорте законы еще страшнее, чем в обычной жизни. Чтобы сменить обычное гражданство в России нужно полгода поунижаться в коридорах и приемных или заплатить умеренную сумму мелкому чиновнику. Есть страны, которые выдадут вам паспорт в обмен на вполне официальное вложение денег в их экономику, есть такие, где достаточно прожить и проработать несколько лет. А футбольное гражданство выбирается однажды и на всю жизнь. Какой-нибудь Петя Иванов, сыгравший в 16-летнем возрасте за юношескую сборную Туркмении, может потом двадцать лет блистать в России и в край, осененный властью г-на Ниязова, никогда не возвращаться. Для ФИФА же он навсегда останется туркменом, и под российским флагом выступать не сможет. Дикие нравы, одним словом. Исключения крайне редки. Случаются они либо по обоюдному согласию заинтересованных федераций (Навоша, кстати, описывает такие случаи в недавней русско-украинской истории), или из-за глобальных форс-мажоров. Например, ввода советских войск в Венгрию, после чего Ференц Пушкаш поразмыслил, и стал испанцем.

Конечно, у этой системы хватает защитников. Чаще всего они говорят о национальной гордости и о необходимости защищать право бедных, но хорошо играющих в футбол наций, на борьбу за титул чемпионов мира. Мол, если богатые европейцы смогут покупать игроков и для сборных, розыгрыш Кубка мира станет внутренним делом пяти самых богатых федераций (Англии, Германии, Италии, Испании и Франции), а бразильцы с аргентинцами (не говоря уже о восточноевропейцах) станут чужими на этом празднике жизни.

Но такое развитие дел совершенно неочевидно.

В конце концов, большинство стран, даже самых избалованных деньгами, вряд ли захочет, чтобы под их флагами выступали сборные иммигрантов. А что касается национальной гордости, то и это вопрос спорный. Национальные чувства — вообще материя тонкая. Но если московским фанатам вольно испытывать прилив патриотизма при виде донецкого уроженца Онопко или одессита Цымбаларя, когда они одевают футболки российской сборной, то эта материя становится еще тоньше. Опять же, не мне судить, какие чувства испытывает, например, Сергей Юран при звуках российского гимна. Может, он действительно всей душой прикипел к мелодии Глинки, и она ему куда ближе марша "Ще не вмерла Украiна". А Андрей Канчельскис, соответственно, мог искренне полагать, что смесь литовской и украинской крови дает русского человека. Чужая душа — сами понимаете что. Только не нужно двойного стандарта, предполагающего, что всякий, кто пересекает 52-ю параллель с юга на север — патриот, а с севера на юг — предатель.

В украинском языке, кстати, это слово звучит еще выразительнее — "запроданець". Если один футболист, воспитывавшийся в киевской спортшколе и дубле киевского "Динамо", в Киеве ставший знаменитым и оттуда уехавший в европейский суперклуб на хороший контракт, за квартиру в Москве согласился перейти под российский триколор — это его выбор. Его и российской федерации, готовой покупать таких игроков. Значит, ни у Колоскова, ни у Романцева нет морального права обижаться на футболистов, которые полагают, что понятия "честь флага" и "премиальные" (в любой форме) неразделимы. Российская федерация покупала игроков для своей сборной? Значит, рано или поздно, то же самое должны были попытаться сделать и остальные. Вот украинцы и попытались. И не надо возмущаться.

Впрочем, Навоша возмущался не этим. Он, скорее, критиковал российских футбольных функционеров за то, что они недостаточно активно привлекают молодые дарования под российские знамена, что еще не все перспективные футболисты Содружества в списках ФИФА получили в графе "Гражданство" отметку "Россия". Пусть и не все они пригодятся нашей сборной, но хоть не достанутся конкурентам. Правильно, что не съедим, то понадкусываем!

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.