Опубликовано в Gazeta.Ru от 02-06-1999 (Выпуск No 062)
Оригинал: http://gazeta.ru/sport/02-06-1999_best.htm


Евгений Чежегов
В поисках эталона

Заложники командного бессилия

Неписанный закон большого спорта гласит одну, очевидную, как водная гладь пяти озер, истину: игрок становится великим только вместе с большими победами его клуба. За примерами далеко ходить не надо. Блестящий защитник, лидер в истории НБА по количеству результативных передач, неоднократный участник "всезвездных уик-эндов" Джон Стоктон переписал заново полкниги рекордов Лиги. Но вспомните, какую характеристику этого спортсмена мы слышим чаще всего? Конечно, талантлив. Бесспорно, виртуозен в обращении с мячом, как никто другой тонко понимает и читает командную игру. Баскетбольный интеллектуал. Но, настоящей, "джордановской" или "бердовской" славы Стоктон так и не снискал. Более того, тонны вышеперечисленных достоинств "Стока" на весах, определяющих причастность игрока к касте великих, перевешивает неприметный с первого взгляда факт: вот уже более 150 раз (!) Джон Стоктон выходил на площадку в матчах плей-офф (еще один рекорд, только с приставкой "анти"), но так и не выиграл ни одного чемпионского титула. Какой уж там великий...

Судьба Стоктона легко читается и в участи еще одного "великого неудачника" - Чарльза Баркли. Его "Хьюстон", в минувшее межсезонье укрепивший редуты форвардом с победной родословной Скотти Пиппеном, опять разочаровал. "Ракеты" крайне нестабильно провели весь регулярный чемпионат, усугубив размытость впечатлений от своей игры бесхарактерным вылетом в первом же раунде плей-офф. Редким светлым пятном на фоне скомканного сезона была, пожалуй, только игра Сэра Чарльза. Забыв о возрасте (летом исполнится уже 37), Баркли, не жалея ни себя, ни окружающих, трудился на обоих фронтах, успевая как цементировать оборону - второе место в НБА по подборам -, так и карать противника за пренебрежение к своей персоне в атаке. Представить нынешний "Хьюстон" в условиях хронической нестабильности Пиппена и неотвратимого процесса старения Оладжьювона без Чарльза Баркли невозможно. Так же, впрочем, как невозможно признать Сэра Чарльза "самым ценным игроком НБА".

Увы, но аналогичная картина и с плеймейкером "Сиэтла" Гэри Пэйтоном. Феноменальный игрок, чей оборонительный дар переплетается с полным ассортиментом атакующих вариаций. В истории НБА, пожалуй, еще не было защитника, игра которого бы настолько точно соответствовала определению его амплуа. Пэйтон - лучший среди всех защитников мира по умению держать оборону. На его плечах держалась игра "Сиэтла" и в минувшем чемпионате, но, как ни банально звучит, один боец в поле не воин, сколь отважным и умелым он бы ни был. Поэтому, несмотря на прогресс Пэйтона в большинстве статкатегорий, досрочные каникулы "Сиэтла" ставят на его "эмвипишных" видах большой крест.

Не входит в основной круг претендентов на заветный приз и форвард "Сакраменто" Крис Уэббер. Специалист Лиги №1 по подборам, Уэббер стал основоположником долгожданного выхода скромного "Кингз" в плей-офф, где на его пути непреодолимым барьером возникли недоброжелательность фортуны и правая рука Джона Стоктона, аккуратно перечеркнувшая казавшуюся так близко суперсенсацию точным броском за 0,7 секунды до окончания четвертого матча серии. Уэббер, обменянный в "Сакраменто" из "Вашингтона" в конце прошлого сезона, поначалу воспринял свою передислокацию крайне негативно. Однако, увидев, что руководство команды делает все возможное, чтобы вклиниться в узкий элитный круг сильнейших дружин лиги, он отбросил в сторону личные амбиции и обиды, целиком сосредоточившсь на игре. Признаем - игра ему удалась. Продолжая набирать, в общем-то, обычные 20 очков за игру, он стал более концентрированно действовать в защите, "доигравшись" до блестящего показателя в 13 ежематчевых подборов. Делая объяснимую скидку на неопытность большинства "королей", несложно предсказать, что в следующем году нас ожидает еще команда-открытие, которой будет под силу произвести настоящий фурор. Если того захочет Уэббер...

Перечисляя кандидатов на MVP, будет преступно оставить за скобками двух близнецов - Джейсона Кидда ("Финикс") и Гранта Хилла ("Детройт"). Они схожи во многом: оба являются признанными лидерами, едва ли не канонизированными в своих городах местными болельщиками. Оба - чрезвычайно универсальны, хотя в этом отношении Кидд, пожалуй имеет некоторое преимущество (на его счету 7 трипл-даблов - абсолютно лучший результат среди всех игроков лиги). Оба провели сильный сезон, но, опять же, обоим не хватает соответствующих их классу партнеров, чтобы рассчитывать на большее, нежели путевку в плей-офф с ликвидацией ее срока действия после первого раунда.

Отдельного разговора заслуживает центровой "Лейкерс" Шакил О'Нил. Тракторообразный стиль игры Шака, присущий ему в былые годы, все отчетливее трансформируется в интеллигентный, по-хорошему более гибкий баскетбол. Центровой "Лейкерс" утяжелил свой арсенал несколькими новыми финтами, что сделало его еще опаснее для любого соперника. При этом он продолжает оставаться самой большой величиной в НБА, что, принимая во внимание его 140-килограммоый вес, неудивительно. О'Нил занимает первое место в лиге по проценту попадания с игры (57%), второе по результативности (26,3 очков за игру) и третье по дабл-даблам (30). Но более ценным наблюдением, нежели подмеченная работа О'Нила над собой, является его влияние на партнеров, которое Шак все больше считает своей прямой обязанностью. Где надо - применит голос, когда надо - может и силу. Такой "батька" необходим в любой команде. Единственным, и ощутимым минусом Шака является слабая реализация штрафных бросков (54 процента), заставляющая многих респондентов воздерживаться от голосования в его пользу.

Д'Анкан и три мушкетера

Кто сказал, что конкурентноспособные команды должны насчитывать в своих рядах, по меньшей мере, двух суперклассных игроков? Наивное заблуждение! Достаточно и одного, если его имя - Аллен Айверсон. Изумительный прогресс Айверсона, ставшего первым в истории НБА лучший снайпером, чей рост едва превывшает 180-сантиметровый барьер (182), покоряет. Без него "Филадельфии", скорее всего, не удалось бы даже избежать репутации слабейшей команды Востока, с ним же - впервые с 1991 года пробилась в плей-офф, где предстала дружиной, для которой неведомы такие понятия, как уважительный пиетет или страх перед соперником. Айверсон изменился. Повзрослел, обрел психологическое равновесие. Теперь он уже не стремится "спасать Вселенную" исключительно собственными силами - старается всегда подключать партнеров. Аллен сильно прибавил и в универсализме: неудивительно, что он улучшил показатели по подборам и перехватам, при этом продолжая брать ответственность в ключевые эпизоды матчей. Бесстрашен, как агент Джеймс Бонд. И все-таки Айверсон, на наш взгляд, проиграет заочную борьбу за MVP. Потому, что в отличие от агента "007", реноме Айверсона грязновато - не смылись еще следы марихуаны, найденной в его автомобиле два года назад. Его эпоха придет тогда, когда общество захочет увидеть в нем нового героя, и прикроет глаза на присущие любому, даже самому выдающемуся человеку недостатки. Это время придет. Причем очень скоро...

Свой самый яркий в карьере сезон провел и Алонзо Моурнинг, лучший центровой Восточной конференции, и один из первой тройки в своем амплуа в Лиге. Дьявольская заряженность на отпор врагу, неуступчивость в защите, колоссальная физическая мощь, вызывающая ропот у любого оппонента - вот козыри Моурнинга. Значимость Зо для "Майами" отчетливее всего проявлялась в те дни, когда центровой пропускал игры из-за небольших травм: краеугольный камень команды - оборона - подтачивался волнами вражеских атак, что полностью рушило целостность всего рисунка "Хит".

В этом сезоне дали всходы плоды напряженной работы, которой Моурнинг занимался на протяжении нескольких минувших лет. Только далекий от баскетбола или плоховидящий человек не заметит, с каким усердием Моурнинг проводит каждую минуту на площадке, с какой страстью отдает себя игре. Директорат НБА наградил его титулом "Мистер Замок", и включил в "All-Defensive Team", отметив тем самым незаурядные оборонительные качества баскетболиста. Моурнинг близок к получению объекта вожделения, но... не получит его. Причина - неохотное общение с прессой и неудачное выступление "Майами" в плей-офф.

К когорте "фаталистов", типичным представителем которой является уже упомянутый выше Стоктон, принадлежит и бессменный партнер последнего по "Юте" Карл Мэлоун. Почтальон провел в плей-офф более 140 игр, и так же, как и Стоктон, до сих пор не отведал аромата шампанского из чемпионского кубка. "Когда игрок стареет, он не становится лучше. Это вам не гольф", -- сказал как-то Чарльз Баркли. Утверждающая сентенция опытного "гольфиста" Баркли терпит крах в преломлении ее на возрастного баскетболиста Карла Мэлоуна. Да, Мэлоун играет неброско, где-то простовато, но зато насколько стабильно!

И в этом таится главная угроза: ослепленные сверхстабильностью Мэлоуна, эксперты могут рассудить примерно так: "что ж -- нормальный сезон Мэлоуна, но ничего грандиозного". Парадокс заключается в том, что всякий раз, когда Мэлоун проводит "нормальный сезон", он вправе претендовать титул "MVP". В этом году злые языки приписали Мэлоуну новоприобретенную черту - якобы нарочито грязную игру, от которой пострадали несколько оппонентов (Джо Кляйн, Дэвид Робинсон, Дониэлл Маршалл). Но обвинять Карла в хамстве - есть то же самое, что выискивать смертные грехи в поведении Майкла Джордана, Скотти Пиппена либо Денниса Родмана, каждый из которых в чемпионские для "Буллз" годы придерживался идентичной агрессивной манеры действия на площадке - полный нонсенс.

Человеку свойственно искать новизну во всем, поэтому он с легкостью, иногда даже неоправданной, расстается с заскорузлым, надоевшим, однообразным. Советский классик давно отметил, что порода "homo sapiens" с каждым новым историческим витком требует для себя перемен. Мэлоун - это, по мнению многих, пройденный виток. К тому же, он удоставивался бронзовой статуэтки MVP в позапрошлом году, опередив тогда Майкла Джордана. Достоин был ее и в прошлом сезоне, но в свете вероятного ухода Его Воздушество на покой журналисты отдали предпочтение Джордану, преподнеся ему прощальный презент. По признанию самого форварда "Юты" поражение в опросе он готов променять на победу своей команды в финале плей-офф. Увы, в этом сезоне Мелоуну до финала добраться не удалось...

Великолепное трио, о чьих фирменных качествах мы рассказали выше, дополняет до квартета баскетболист, свой истинный потенциал начинающий раскрывать только в розыгрыше плей-офф - центровой "Сан-Антонио" Тим Данкан. Эта "жемчужина с Виргинских островов", подаренная "шпорам" судьбой и первым номером драфта-97, уже сейчас не менее ценна, нежели картины раннего Пикассо. "Сан-Антонио", еще три года назад ассоциировавшийся исключительно с Дэвидом Робинсоном, превратился в команду Тима Данкана. Из 32 завершавших регулярный чемпионат матчей "Сан-Антонио" проиграл всего 5, занял первое место и обеспечил преимущество домашней площадки на всех стадиях плей-офф. Уровень классности и полезности Данкана достиг высшей пока отметки в главных играх сезона - победных против "Юты Джаз", в которых он набрал 36 и 27 очков.

Чествование Данкана выгодно НБА и с точки зрения популяризации баскетбола в Америке: красавец-мужчина, отличник-комсомолец в университете, получивший полноценное, а не новомодное "кастрированное" образование. Просто хороший человек и приятный собеседник для журналистов, в конце концов... Итоги голосования 118 американских журналистов будут преданы гласности в начале июня. Точная дата не сообщается, ибо атмосферу секретности, опять же по законам жанра, требуется сохранять вплоть до самой развязки. Но, когда бы окочательное решение не прозвучало, оно обречено ответить на один вопрос -- что же нынче в моде: базирующаяся на безукоризненном имидже молодость, обаяние и природный талант, либо настоящая мужская воля к победе и сила духа, помноженная на упорную многолетнюю работу.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.