Опубликовано в Gazeta.Ru от 18-06-1999 (Выпуск No 074)
Оригинал: http://gazeta.ru/society/18-06-1999_prog.htm


Сергей Фомин
Плоскость Мёбиуса: телепрограмма как текст

Мы видим его практически ежедневно, перед тем как включить телевизор или нажать кнопку дистанционного управления, чтобы переключиться с канала на канал. Это повторяющийся изо дня в день в разных вариациях список телепередач уже настолько привычен, что по описанному еще Фердинандом де Соссюром закону восприятия текста стал уже почти непонятен в целом, в единстве всех, расположенных столбиком перечислений всего, что будет показано на всех тринадцати, принимаемых в нашем случае в Москве, телеканалах.

Однако этом списке можно проследить вполне отчетливые закономерности, особое сочетание текстов письменных (названий передач), за которыми стоят собственно передачи с их уже внеписьменным, аудивизуальным содержанием.

В этом смысле телепрограмма представляет собой сплющенную до состояния плоского листа проекцию всего того, что говорит, поет, движется, шевелится на телеэкране. И если непосредственно телеизображение существует в этом своем достаточно многомерном пространстве, то телепрограмма, представляющая ее телезрителям двумерна, плоска. Однако, это ее качество позволяет осуществлять с текстами по поводу того, что мы ежедневно можем видеть на телеэкране, удивительные эволюции, придающие совершенно иной смысл содержанию того, что показывают разные каналы.

Когда-то телевизионная программа составляла всего лишь одну колонку в конце ежедневной газеты, теперь это уже "подвал", который можно читать не только сверху вниз, но и по горизонтали, что непроизвольно делают все телезрители, интересуясь, что им выбрать посмотреть в тот конкретный момент, когда они хотят пообщаться с телевидением. Впрочем, "горизонтальное" чтение телепрограммы дает лишь возможность пронаблюдать конкурентную борьбу среди телеканалов.

Вот, например, что боролось за зрителя в "прайм-тайм" пятницы 11 июля. ОРТ: 21.00 "Смертельная развязка", РТР: 21.25 "Человек эпохи Возрождения", "Культура" 22.00: "Салли из опилок", ТВ-Центр 20.30: "Убийство в черном и белом", НТВ 20.00: "Тайна Агаты Кристи" плавно переходящая в "Криминальную Россию" (22.00). ТВ-6 же в 21.55 представляло "Магию" - все фильмы по преимуществу остросюжетные (тут хочется всегда спросить: если это - остросюжетные, то каковы же тогда - тупо...). И все, заметим, настолько однотипные, что выбрать из них зрителю что-то оригинальное не представляется возможным - "перещелкиваясь" с канала на канал, он в течение нескольких часов словно бы смотрит один и тот же.

Впрочем, за "горизонтальным" смыслом телепрограмм каналы следят весьма пристально, опасаясь двойного чтения, которое могли бы привнести названия фильмов и программ конкурентов.

А "вертикальное", внутриканальное содержание позволяет несколько расслабиться и заполнить текстовое пространство более свободно. И вот тут-то как раз и возникает эффект возможности переосмысления того, что написано, но уже не читается от "замыленности" редакторского глаза, неделю за неделей вставляющего в сетку одни и те же рубрики и механически вписывающего под шапкой "Худ. фильм" их названия и краткие содержания, составленные совсем другими людьми, но тоже, в свою очередь, ошалевшими от такого же рода работы.

И в результате в "плоскости телепрограммы" возникают те очаровательные кульбиты смысла, которые каждый из вас может пронаблюдать сам. Пока же позвольте поделиться результатами моих многолетних наблюдений.

В 70-е годы, когда все, что печаталось, просматривалось не только сверху вниз, но также и справа налево, а потом - насквозь, в телепрограмме можно было прочитать, например: "К международному году ребенка. "А ну-ка, девушки!".

Позднейшие времена ослабили напряжение, и в том же тексте можно было уже прочесть: "Легко ли быть женщиной? Ток-шоу. О том, легко ли быть женщиной, расскажет Владимир Познер".

Чрезвычайно интересно наблюдать эволюцию оценки содержания фильма "У попа была собака", несколько раз показывавшегося разными каналами. Вначале это был триллер, спустя несколько лет - уже социальная драма. Зато "Женское общежитие" было и остается "фантастическим триллером с элементами эротики".

Феномен сериала дал свой тип отражения в плоскости телепрограммы - "Первая любовь", 102-я серия".

У деятелей телевидения явно возникла некоторая растерянность, когда вдруг после многолетнего запрета даже на церковные купола при трансляциях из Кремля, возникла необходимость осваивать религиозную тему. Тексты телепрограмм отразили это незамедлительно: "Ангел вострубил. Документальный фильм". И, конечно, неподражаемое "Рождество Христово. Прямая трансляция", которую можно было наблюдать в 1995 году.

Плоскость телепрограммы имеет также и свое представление о классике мировой литературы - "В. Шекспир. "Ромео и Джульетта". Автор и ведущий - А.Бартошевич." (Тут же хочу уточнить, что сам по себе цикл передач профессора Бартошевича о творчестве Шекспира я считаю одним из лучших телевизионных проектов 1998 года).

Но, впрочем, вот примеры из не столь утонченных сфер. 20 апреля сего года, на канале ТВ-Центр можно было увидеть в 13.10. "21-й кабинет. Последние новости для тех, кто хочет быть здоров", а сразу же после этого, в 14.30 - "Здоровый образ жизни. Алкоголизм".

Пушкинские дни этого года породили свой тип размышлений над содержанием телепрограммы. Например на канале НТВ сразу после программы "Большие деньги" шли "Маленькие трагедии", одной из которых является, как известно, "Скупой рыцарь".

Ну а показанная на прошлой неделе испанская комедийная мелодрама "И это правильно", несмотря на то что была снята еще в 1982 году, вызывает только одним своим названием ностальгические воспоминания о манере речи одного нашего знаменитого некогда политического деятеля, которого и сейчас, впрочем, можно увидеть то в одной, то в другой общественно-аналитической передаче.

Читайте, господа, телепрограммы! Читайте их, даже если вы не любите смотреть телевизор! В этих колонках волшебным образом улавливаются и фиксируются парадоксальность, абсурдность, а иногда и живой, как жизнь, идиотизм бытия, отраженные в телепередачах.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.