Опубликовано в Gazeta.Ru от 16-06-1999 (Выпуск No 072)
Оригинал: http://gazeta.ru/society/16-06-1999_tele.htm


Сергей Фомин
Дневник телезрителя

8 июня. Новости всех каналов. Обсуждение нынешнего статуса Скуратова. Если раньше существовало расхожее определение "временно исполняющий обязанности", то теперь появилось "временное отстранение", хочется добавить: "похожее на...". Ну и как с этим "на...", спрашивается, жить дальше?

НТВ. "Антропология". Дмитрий Дибров пригласил для беседы знаменитого питерского мистификатора Анатолия Павловича Белкина, как-то однажды, в "Смаке" Андрея Макаревича, рассказывавшего с применением плаката-схемы о приготовлении легендарной "шуваловской ухи" из пятидесяти рыб, на поверхности которой при подаче на стол должен был лежать и не тонуть серебряный полтинник. Сейчас Анатолий Павлович выступает как адепт отечественной энтомологии и защитник мадагаскарских голубых стрекоз. Он представил книгу, в которой причислил к лику выдающихся энтомологов нашего времени почти всех ныне здравствующих отечественных знаменитостей, в том числе почему-то и нынешнего председателя ВГТРК Михаила Швыдкого. "Антропология" - передача, намеренно не использующая цвет. В дальнейшем следует, вероятно, ожидать появления и передач без звука, ну а передача без изображения относится уже к области радио...

Если попробовать выразить кратко то, чем занимались в России последние десять лет, то можно, пожалуй, сказать, что "во-вторых - смотрели телевизор", ну а во-первых, - все так же, как и двести лет назад, по Карамзину...

10 июня. РТР, "Вести", 0:40 (обзор прессы). Скандал, связанный с Сергеем Доренко - из ОРТ ушел, на ТВ-6 не появился. Ну и что? Ну и тоже мне событие - человек нигде. А он, может быть, наконец-то нашел свое место в жизни? И чего он, в конце концов, забыл на этом телевидении? Медом ему там что ли намазано?

Хотя об ушедших из эфира, как о мертвых, следует все же упоминать либо хорошо, либо - никак. Но тут, слишком уж очевидно, кому-то нужен хотя бы скандал как самая распространенная сейчас форма общественных отношений, когда переругались все, кто мог найти для этого хоть малейший повод, переругались даже те, кто еще недавно был совершенно равнодушен друг к другу. Просто потому, что это модно, просто потому, что это признак хорошего политического тона, что это - удивительно "телегеничное" событие, поскольку так или иначе телевидение тяготеет к театрально-драматическим формам, а скандал - это сценический конфликт в самом его чистом виде. Достоевский, например, замечательно изображал скандалы, а в его прозе, как утверждают знатоки, именно театральное начало преобладает над собственно прозаическим.

Так что уж извините, если хотите попасть в телевизор, то будьте любезны: или - скандал, или - никто и нигде, и звать никак...

12 июня. Новости всех каналов. Русские десантники совершенно неожиданно появились в Косово. Наверное, это все-таки война, раз имеет место фактор внезапности. Очень короткая, но все же - война, такая, как, например, в каком-то из романов Брэдбери, где она продолжалась несколько минут. А дальше уже, как положено - переговорный процесс, позиции сторон, линии раздела влияний, хлеб с маслом для политобозревателей...

НТВ. "Герой дня без галстука". Последний дайджестный выпуск. Нужная, конечно, была передача - кому-то нужно было кого-то показать, кому-то - показаться, кому-то - посмотреть. Теперь оказывается, что ничего, кроме попыток поиронизировать над нашей политической элитой, не собралось в модном нынче, по летней жаре, "сухом остатке", происходящем из жаргона пивоваров.

Потому что нет теперь ничего более временного, чем наш российский чиновник. Чтобы как-то оправдать свою большую напряженную работу, Ирина Зайцева предположила, что, возможно, ее герои появятся на предстоящих президентских выборах, от упоминания о которых у телевизионных людей появляется во всем облике что-то вроде той стойки, которую делает породистая охотничья собака, когда чувствует добычу.

Да и то сказать - обидно. Снимала-снимала, а все о каких-то, за исключением разве Святослава Федорова и Владимира Довганя, "временнообязанных" государственных персонажах бессмертной некрасовской "Кому на Руси жить хорошо".

13 июня. Новости Ren-TV. В сообщении о вводе российских войск в Пришнину приводится мнение Михаила Жванецкого. Вполне серьезное, но все же - писателя-сатирика.

Противоречия между миротворцами могут вылиться в ожесточенный спор о том, кто из них миролюбивее...

14 июня. РТР. "Совершенно секретно". Передача о Юрии Владимировиче Андропове к 85-летию со дня его рождения. Как-то так получается, что политическая история последних наших генеральных секретарей, за исключением, впрочем, самого последнего, оказывается по преимуществу клинической историей болезней.

Хотя в отношении "Совершенно секретно" следует признать, что это одна из немногих сейчас передач, которые с чувством собственного достоинства могут еще показать и рассказать зрителям о чем-то, кроме очередной поп-звезды, рекламодателя или того же самого (см. выше) "временнообязанного".

ТВ-центр. Новости. Мне показалось, что ведущая сама вздрогнула, когда произнесла, что "...немецкие войска вошли в югославский город".

ТВ-центр. "Постскриптум". Некий политолог, фамилии которого можно не называть, потому что его вины тут нет, дает прогноз будущих выборов. А за его спиной - классический советский двухкамерный сейф с никелированной ручкой-крутилкой. Понимаешь, что это всего лишь неудачно построенный кадр, но все-таки как-то сам собой возникает дурацкий вопрос: "А что, интересно, может скрывать нынешний политолог в таком сейфе? Самые точные, предназначенные только для избранных, прогнозы? Деньги, полученные за них? Описания технологии их проведения?" Политологи, я вас уважаю, будьте бдительны!

15 июня. ОРТ. В дневном показе - глоток детства - повтор еще черно-белого, венгерского, приключенческого, не очень даже многосерийного по нынешним-то временам "Капитана Тенкеша".

А ведь, право, обязательно кто-то, одетый по моде времен Семилетней войны в неподражаемую треуголку и камзол с теми еще накладными карманами, должен гнать на телеэкране коня по пересеченной местности, оборачиваясь на скаку, чтобы выстрелить в своих преследователей из длиннющего кремневого пистолета, - Фанфан-Тюльпан или наши гардемарины, которые, несмотря на свой флотский чин, ни разу не исполнили во всех трех показывавшихся в прошедшие празднично-выходные дни фильмах о них свои корабельные обязанности...

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.