Опубликовано в Gazeta.Ru от 11-05-1999 (Выпуск No 046)
Оригинал: http://gazeta.ru/society/11-05-1999_plans.htm


Станислав Кольцов
В начале недели

Предстоящая неделя не сулит российским гражданам ничего хорошего. Москвичам предстоит приготовиться к новому витку политических страстей, демонстрациям, к перекрытым улицам, а возможно и непосредственным столкновениям между сторонниками отстранения президента от власти и силами правопорядка. Кроме того, москвичам следует ждать нового повышения цен. После первомайского подарка в виде новых тарифов на телефон, Мосгордума приготовила еще один сюрприз. С июля в столице вводится четырехпроцентный налог с продаж.

Продолжится работа следственной комиссии по делу Юрия Скуратова. Виктор Черномырдин будет, как и прежде, играть роль миротворца по разрешению балканского кризиса. На сей раз он вылетел в Китай, затем планируется его визит в Бонн.

Однако центральным событием недели обещает стать начало процедуры импичмента. Это торжественное действо, для проведения которого приготовлены пять тяжелых томов с обвинениями в адрес президента, намечено на 13-15 мая в Думе. И хотя по мнению большинства наблюдателей депутаты не смогут набрать необходимых 300 голосов для начала возбуждения дела по отстранению президента от власти, чиновникам и в Кремле и в Белом доме чиновникам придется изрядно попотеть. Во вполне резонном опасении за свои кресла.

Собственно говоря, в Белом доме уже готовятся первые сокращения. Вслед за администрацией президента реформируется и белодомовский аппарат. Пока, правда, реорганизация коснулась лишь департамента по связям с общественными организациями и взаимодействию с Федеральным собранием. Но если события начнут принимать нежелательный для Кремля характер, то кадровая чистка в Белом доме неизбежна. Причем затронуть она может высшие эшелоны российских чиновников, включая первого вице-премьера Юрия Маслюкова, вице-премьера Геннадия Кулика. А возможно, и самого премьера. Как заметил на минувшей неделе заместитель главы администрации Олег Сысуев "незаменимых премьеров у нас нет".

В президентской администрации, правда, полагают, что думцам не удастся набрать необходимое число голосов. А вдруг - как и в случае с отставкой Скуратова ошибутся в подсчетах? Тем более что фракция "Яблоко" уже заявила, что поддержит обвинение президента по Чечне. А левые намерены уже сегодня провести консультации с членами Совета Федерации и грозятся вывести на улицу массы, в том случае если президент отправит в отставку правительство Примакова.

По всей видимости, даже в случае успешного старта, дальше процедура импичмента забуксует. Однако вряд ли Борис Ельцин захочет получить в свой адрес еще одну публичную пощечину. А разогнать Думу, если депутаты проголосуют хотя бы по одному из обвинений, он уже не сможет. Да и шантаж по поводу кабинета Примакова президенту явно не по душе.

Впрочем, вряд ли президент всерьез намерен отправить Евгения Примакова в отставку. Хотя, наверное, и очень бы хотел произвести очередную рокировку. Тем более что данные социологических опросов прямо указывают, что Примаков давно обогнал президента по всем статьям. Но, как известно, наш президент непредсказуем.

И все же дальнейшая судьба нынешнего правительства в значительной степени зависит от результатов голосования в парламенте. Сможет ли Евгений Примаков выполнить свою роль и убедить депутатов "недобрать" голосов десять до необходимого минимума, станет известно уже вскоре. Так же как и то, какие санкции со стороны президента, включая кадровые перестановки, последуют в этом случае. Однако то, что они последуют, практически не вызывает сомнений.

Кстати, премьеру (в том случае, если он, разумеется, сохранит свой пост) предстоит взять на себя ответственность и за проведение через Думу пакета непопулярных налоговых законопроектов, которые должны принести казне дополнительных 56 млрд рублей. А там и повышение акцизов на алкоголь, и на бензин... Впрочем, часть ответственности за этот пакет премьер намерен возложить на своего первого экономического вице-премьера - Юрия Маслюкова, судьба которого сейчас висит на волоске.

Не так давно он вернулся из Вашингтона с ежегодной сессии МВФ с не слишком обнадеживающими новостями. Впервые за всю историю семилетних отношений между Россией и МВФ Фонд жестко заявил: вначале проведение через Думу законов, и лишь затем одобрение программы правительства и отмашка западных кредиторам на проведение переговоров об отсрочке выплат по внешним долгам. Кстати, недовольство скорректированной в последний момент антикризисной программой Маслюкова уже высказывают в Кремле. Не подписана она до сих пор и премьером.

А именно от скорейшего ее продвижения зависит, влетит ли в конце концов Россия из технического дефолта в дефолт полноценный, грозящий арестом российских счетов и собственности за рубежом.

Как известно, только по собственно российским долгам мы должны заплатить почти 9 млрд долларов. Фонд, возможно, и готов подождать - на этот год он все равно готов дать лишь треть от суммы, которую мы должны МВФ в этом году. Зато частные владельцы российских еврооблигаций и ценных бумаг Внешэкономбанка могут и занервничать, вызвав тем самым панику на нашем долговом рынке.

Впрочем, как заверяет замминистра финансов Михаил Касьянов, уже к концу недели Россия объявит о своих намерениях в урегулировании этого вопроса.

Возможно, этот вопрос Минфин действительно сможет уладить. Но то, что будет происходить на самом российском рынке, - прежде всего валютном - вряд ли сможет обрадовать рядовых граждан. Доллар неминуемо пойдет вверх. Центробанк, разумеется, постарается ограничить резкие колебания на рынке, включая ужесточение санкций к тем банкам, которые будут играть на девальвацию. Однако поддерживать искусственным образом курс рубля из своих оскудевших резервов вряд ли станет.

Одним словом, праздники действительно кончились. Наступают суровые будни.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.