Опубликовано в Gazeta.Ru от 22-03-1999 (Выпуск No 015)
Оригинал: http://gazeta.ru/opinion/22-03-1999_sebrant.htm


Андрей Себрант, <asebrant@glasnet.ru>
Не поется

Частное мнение об общественном мероприятии


Андрей Себрант на РИФе: в стороне от веселых подруг.

Фотография Виктории Егоровой, 12.03.99

Вот уже неделю с хвостиком я читаю в Сети воспоминания участников РИФ-99 о благостных днях и ночах, проведенных среди неожиданно рождественской для марта природы, в залах и барах подмосковных "Лесных далей". Там было чудесно, там бродила закваска контент-проектов российской Сети, там вместо лешего Лесной оставлял следы на заснеженных дорожках... Там провайдеры и продюсеры, дизайнеры и банкиры, журналисты и рекламисты клубились по холлам, номерам и лестницам, под немолчный писк мобильников и звон разнообразных сосудов игнорируя высказанные и невысказанные предупреждения Минздрава.

Все было так здорово. Что ж мне не поется в общем хоре? Ведь вроде радоваться надо, что секция, которую мы провели на пару с Кириллом Готовцевым, официально признана самой популярной на Форуме, а Антон Носик недрогнувшей рукой произвел наш Интернет в отрасль народного хозяйства. Тем более, что те же самые слова про индустриальность российской Сети я сам и с таким же восторгом произносил в интервью "Алгоритму" год назад, после предыдущего РИФа.

Но в том-то и беда - с тех пор прошел год. А год в Интернете - это очень долго, в Сети жизнь надо мерить "собачьими годами", когда один идет за семь, а то и за десять. И теперь мне, увы, кажется, что в марте 1998-го я несколько погорячился.

Весь РИФ-99 слишком часто приходилось ловить себя на мысли, что что-то не так, чего-то не хватает. Вроде, по мелочам - но зато постоянно. Не хватало некомпьютерной прессы. Мелькнул Андрей Солдатов - вроде и все... Ни единой профессиональной телекамеры - РИФ не удостоился сюжета даже в каких-нибудь местных, московских или областных, теленовостях. Не было холеных чиновников в дорогих пиджаках - а какая там индустрия без них в нашей стране. На секции электронной коммерции и торговли, где в прошлом году зал не вместил желающих, было малолюдно и скучновато.

Но дело даже не в этих частностях, их можно навспоминать еще на два абзаца. На РИФ-99 отчетливо не хватало куража. Было счастье дружеского общения, радость нечастых оффлайновых встреч, изящные и умные перепалки, изумительные шутки и успешные переговоры. Мы отдохнули душой (не скажу за тело) и утрясли многие дела. А вот куража не было! Не было драйва, восторга победителей в яростной гонке - это чувство называют по-разному, но испытавшие хоть раз не забывают никогда. (А не испытавшие - не догадываются, как много они в жизни потеряли.)

Уют вместо порыва - это очень душевно, только вот не совсем нормально для Интернета, если он, действительно, становится быстро развивающейся индустрией, а не только элитарным СМИ. Что же все-таки не сложилось за год?

Черт с ним, с кризисом, дело, похоже, не в нем. Не в том оно, что привычно рвавшиеся круто вверх экспоненты на всех графиках развития на полгода сменились мертвенными горизонтальными прямыми. (Никто Flatliners не смотрел?)

Мы все время сравнивали себя с интернетовским лидером, с Америкой, и это было вполне осмысленно - уж если изучать опыт, то опыт первопроходцев и победителей. И нам казалось уже несколько лет, что мы достойно догоняем. Мы придумывали параметры, которые нам льстили, - вроде числа информационных ресурсов на одного пользователя, количества книг в Библиотеке Мошкова, активности центральных газет, выкладывавших свои материалы в Сеть. Мы радовались, что насыщенность информационного пространства отечественной Сети - в отличие от ее размера - очень быстро перестала уступать зарубежной. Создавалось ощущение, что пресловутую "информационную супермагистраль" мы строим маленькими кусочками, но уж качество построенного - высочайшее по любым стандартам.

И вот тут-то Интернет взял - и за прошедший год круто поменялся. Я не шучу - и пусть простят меня те немногие из читателей, кто слушал доклад на РИФ-99, мне придется сейчас повторить его основную мысль. В странах с высокой плотностью доступа населения к Интернету в 1998 году сменилась концепция Сети, ее восприятие (можно бы написать "парадигма", так ведь засмеют). Смена ориентиров четко отразилась в смене журналистских штампов. Раньше воспевали Information superhighway, информационную супермагистраль - и всех призывали отправляться в Сеть за информацией. Теперь это словосочетание встречается реже и реже, но все громче гремит Ultimate marketplace - абсолютный рынок. И зовут теперь не столько почитать, сколько пошопиться.

А покупателей разных вполне материальных товаров всегда гораздо больше, чем покупателей исключительно информации. И это изменило Интернет, в который пришли деньги массового рядового потребителя. Сравните толпу в "Библио-Глобусе", хоть она там и весьма плотная, с тем потоком людей, что от "Черкизовской" движется к рынку, - получите наглядный образ. За месяц предрождественской торговли американцы - не компании, а просто граждане! - оставили в Сети 8 с хвостиком миллиардов долларов - в семь с лишним раз перекрыв показатель предыдущего года.

Конечно, нам это немножко поперек. Духовность, как не устают повторять многие идеологи нашей Сети, нам важнее доходности, а потому число сетевых литературных конкурсов на душу Интернет-населения - показатель более российский, чем объем продаж в Сети на ту же душу.

Несколько лет мы спорили о том, часть чего Интернет - технологии или культуры. Теперь, вроде, стало ясно, что безусловно - часть последней, и это гордостью и удовлетворением наполняет сердца творцов Net-культуры. И они в упор не хотят замечать, что Интернет в странах более развитых уже стал частью экономики. Полноценной частью эффективной децентрализованной рыночной экономики, а не просто ее культурным атрибутом и рекламным символом. Почувствуйте, как говорится, разницу.

Мы в России, как дети, радуемся, что Интернет наконец-то признали политики и журналисты. Не случайно на РИФ-99 с секции электронной коммерции центр интереса переместился на секцию рекламы, причем большая часть вопросов была про политическую рекламу и предвыборные мероприятия в Сети. Все надеются, что деньги в Сети можно зарабатывать, не вовлекая Интернет в национальную экономику, торгуя сплошь виртуальными объектами - показами баннеров, аудиториями сайтов, всякими нематериальными ценностями, типа посещаемой ссылки на чужой буржуйский онлайновый магазин. Это, к сожалению, не так.

Спору нет, идеологические, культурные, политические аспекты влияния Сети на оффлайновую жизнь важны, но настоящий бум Интернета - это бум новой бизнес-среды, а не среды общения или творчества. В "большом" Интернете уже правит товар, а не текст. Если уж говорить об индустрии Сети - то об индустрии торговой. И потому наш Интернет будет провинциально уютен и мил - и не более того! - пока в нем не начнется нормальная массовая торговля. Индустриальность его определяется не надутостью щек докладчиков на форумах - а единственно объемами продаж через Сеть. Есть печальное ощущение, что в этом направлении мы за год не продвинулись совсем. И здесь показатели России в сотни и тысячи раз хуже показателей не только американских, но и финских, британских, шведских, немецких.

Нам не привыкать догонять других в областях высоких технологий. Так что ничего безнадежного нет в положении нашей Сети. Просто радость общения и удовольствие от великолепно организованного мероприятия не стоит путать с реалиями того бизнеса, чьи представители общаются. Интернет как деловую среду, как бесконечный торговый павильон нам еще только предстоит построить. С нуля - уж в который раз. Чем, собственно, и предлагаю заниматься вместо умиления друг другом и всеми нами вместе.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.