Опубликовано в Gazeta.Ru от 15-06-1999 (Выпуск No 071)
Оригинал: http://gazeta.ru/nl/15-06-1999_maskva.htm


За что я не люблю...

Щ.Author Линор Горалик Гельман и Пермяк-Тетерин, скромник с идеями, учинили конкурс на лучший знак-нашивку "Приезжий"; имеется в виду - в Москву. Говорят, эту нашивку будут прямо на вокзале шлепать тебе на рукав, что значительно облегчит соблюдение порядка. Мне кажется, это не очень удачная идея. Удачней делать татуировки на лбу и на руках. Тогда в пределах белокаменной это будет восприниматься как задуманно, а за ее пределами - "Знал жизнь. Был в Москве". Надежно и исторически проверенно.

Но способ, на самом деле, не важен. Важна идея. Кстати, по идее, лучшие варианты будут летом участвовать в выставке "За что я не люблю Маскву". Что, кроме этих нашлепок, будет на ней представлено - мне пока не понятно. Где будет проходить выставка - тоже непонятно. По логике вещей, конечно, в Питере...

Я люблю Маскву. Причем именно Маскву (через "А") - с поведением плечами, с бордюрами и хитро-ласковым обличьем. Вчера час смотрела работы на конкурсе, странным образом скомбинированные то по четыре, то по три, а то по две. Ощущение номер один: имидж - ничто, чувство юмора - тоже ничто. Наводит на грустные мысли.

Логика отличительных знаков.
Отличительные знаки практически всегда апеллировали к подсознательному. Создавая ОЗ, мы пытаемся найти ту ассоциативную кнопку в голове смотрящего, которая даст при нажатии максимально однозначный результат у максимального числа индивидуумов. Одним из лучших примеров были и будут трагично увековеченные желтые звезды Давида, одним из худших - свастика, родная и осмысленная в изначальном своем контексте лишь для масонов. (Кстати, когда нам было лет по 7-8, мой двоюродный брат поведал мне, что свастика - это 4 буквы "Г": Гитлер, Гиммлер, Геринг и Геббельс. Прекрасная иллюстрация. Привет от Церетели.)

Снобизм и суперснобизм: о самых умных.
В ранней юности, когда мне хотелось выглядеть самой умной, я разработала "методику сверхснобизма". Я проанализировала поведение наиболее выпендренных своих знакомых и создала модель, по которой снобы разных уровней тычут собеседника в дерьмо лицом с соответствующей степенью элегантности:

Стадия 1: Как, Вы не читали Кастанеду?!
Стадия 2: Ну, это тривиально. Это писал еще Кастанеда.
Стадия 3: Ну, мы-то с Вами знаем, что Кастанеда - это эзотерика для самых маленьких (последняя фраза заимствована у Дениса Зильбера)...

Большинство работ на конкурсе явно созданы не москвичами. Но - что интересно - авторы подходили к задаче как бы с точки зрения москвичей. Было ли в этом мазохистское желание пожалеть себя, оппортунистское - напомнить о войне столиц и нестолиц, или что другое - не знаю.

Но факт остается фактом: 90 процентов нашлепок считает приезжего железной саранчой. Хочется попробовать водички в Москве-реке: уж не полынная ли эта горечь?

Преодоление форм.
Мой отец умеет рисовать только одну вещь - слона сзади. Этому он научил меня в детстве: полукруг, разделенный внизу отрезком, два полукруга по бокам, закорючка, дырочка. Впоследствии я сильно расширила свои художественные способности, осознав, что замена незначительных деталей в этой гениальной пиктограмме дает мне возможность изображать фактически любое нужное мне животное. Изображение же животных фас до сих пор остается для меня фактически неразрешимой проблемой.

Среди конкурсных работ я практически не нашла мышек фас. Использование красных кругов и треугольников, вариации на тему дорожных знаков, условные обозначения, разработанные мировой ассоциацией (не помню, как зовут) - утомляет и разочаровывает. Другая проблема с формой - преображение знаков уже существующих в качестве отличительных нашлепок того или иного сорта - утомляет и разочаровывает, но меньше, потому как все-таки разнообразие на фоне прочих.

Преодоление содержания. Если следовать вышеуказанной логике, то практически все работы можно на сегодняшний день распределить по трем категориям:

  • бессмысленные
  • скучные
  • не относящиеся к делу.
    Хотя, возможно, я не понимаю просто ничего. Не масквичка.

    Темы повторяются. Принципы повторяются. Муссируются старые анекдоты, новые анекдоты и анекдоты времен Минима и Пожарского, слонсов российского градостроения (не могла я не всунуть куда-нибудь в статью это слово. Ну не могла. Ну очень хотелось.)

    Основные темы таковы:

    Самый главный труп. Кремлевские зубцы во всех вариациях и прочая мелкомосковская символика. Губин, и вторая работа того же Губина - с доведением идеи до абсурда.

    Иноверы-изуверцы. Иногда возникает ощущение, что русские в Москву не ездят. Только евреи, грузины и прочая нечисть. Мукосей прелестно изобразил друга степей в монохроме (видимо, намек), Кузнецов, кажется, тоже намекал - на "аеродром" (или это просто "шапка-пидорка"?), прелестный Малюков.

    Кстати, на ту же тему. Работ пять или шесть выражают возмущение самой идеей и возводят ее к фашистско-националистским источникам. Например, некто Аллен Ра выразил свое "фе" простой неграмотной фразой. Другой конкурсант, Harold Novojank, был многословнее, но далеко от Ра не ушел. Плакать от этого или смеяться - непонятно. Нам, евреям, уже в целом все равно.

    Ушла бы старушка. Всякие экстремистские разработки на тему очистки улиц Москвы от бездомных кого попало, кто не местный. Некоторые из них очень обаятельны, например, Прохорофф и Юлия Скулярская. Сразу вспоминаешь, что хотели в тир cходить...

    А ну-ка, убери свой чемоданчик. Груды чемоданчиков. Просто конвейер. Сомов там, Кулычев, Худков. Еще барышня какая-то была.

    Квинтэссенция выставленного на конкурс, мне кажется, выглядела бы так:



    Как вам?

    Пишите нам: info@gazeta.ru
    Copyright © Gazeta.Ru
    RRU_Network
    При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.