Опубликовано в Gazeta.Ru от 18-06-1999 (Выпуск No 074)
Оригинал: http://gazeta.ru/interview/18-06-1999_osmol.htm


Андрей Цунский, <andy@onego.ru>
Анатолий Осмоловский против всех партий

Интервью с художником-авангардистом, радикалом Анатолием Осмоловским

Андрей Цунский: В нашей газете Эдуард Лимонов как-то сказал, что профессиональный писатель - это переделкинский придурок, писатель настоящий должен быть кем-то кроме. Согласны ли вы с ним, и распространяется ли такое утверждение на художников?

Анатолий Осмоловский: Я не думаю, что было бы правильно разделить данные профессии, даже не профессии, а экзистенциальные ориентации, к которым можно добавить и политика, и террориста - творческая энергия рано или поздно перетекает в энергию общественного деятеля.

А.Ц.: Политику вы тоже причисляете к искусствам?

А.О.: Искусство умерло. Разумеется, умерло в понимании прежнем. Уже нет творца, гения, который пророчествует и создает красоты, излагает философские мысли или рисует...Рисование в живописи, к примеру, благополучно преодолено. Художник сейчас просто контекстуально реагирует. Себя вот я тоже не могу назвать в полном смысле художником. Профессия - понятие условное и двусмысленное. Я бы сказал о себе так: я - организатор творческой среды. А что есть творческая среда, из чего она состоит? Первое: плотный теоретический дискурс,теория, которая объединяет некоторое количество людей - не менее двух. Оптимальной цифрой я бы назвал человек 50-70. Это поле для эффективной работы. Второе: активность. Издательская, выставочная деятельность, акции, семинары. Третье: банальный менеджмент, поиск финансов,для того,чтобы эта среда могла функционировать. А политика или менеджмент сами по себе - не искусство. Остап Бендер и Сталин - не художники, причем не потому, что сами не корреспондировали себя с понятиями искусства, а потому,что искусство не предполагает никакой эффективности в материальном смысле,задача художника - сделать красиво, изящно, убедительно,да хотя бы последовательно. Политика - это эффективность, искусство - изящество.

А.Ц.: И группа людей,объединенных общностью теоретических взглядов, приезжает на Красную площадь, изящно ложится на брусчатку и своими телами изящно выкладывает изящное слово "Х.."...А у прохожих и милиционеров имеется свое представление об изящном, и две эстетики вступают в противоречие...

А.О.: Если говорить о словах "изящность" и "последовательность", то чтобы добиться понимания, нужно войти в систему координат,которую привносят в общество данные художники.Теория задает координаты изящного. Конкретная акция на Красной площади, к примеру. Вся ее формула очень проста - совмещение двух противоположных контекстов. Традиционный авангардистский ход. Высшая географическая точка, тогда еще существовавшего Советского Союза, и самое репрессированное, самое низкое слово "Х..". Не "п...", не "б...", которое сейчас почти легализовалось. Именно "Х..", самое короткое, самое репрессированное. Кстати, именно в этой акции, я считаю, современное искусство впервые вышло на широкую аудиторию. Произошло некое "схлопывание смыслов", а в результате уголовное дело, но именно тогда многие люди узнали, что есть такое. У нас до сих пор многие люди не понимают разницы между хулиганством и языком современного искусства, которое вообще сродни науке. Есть фундаментальная работа, которая не выходит за рамки группы теоретиков, и "научно-популярная", как книги Перельмана по физике и химии. Акция на Красной площади была именно популяризаторским проявлением искуства.

А.Ц.: Сейчас, когда речь заходит об авангарде, многие спорщики из числа консерваторов приводят такой аргумент: " Что же тут нового? И раньше было такое, и эпатаж, и непристойности...

А.О.: Так ведь не новое является задачей.Все зависит от простртанства-времени. Как говорил Эндрю Уорхолл, "в нужное время, в нужном месте!" Для того,чтобы внести и популяризировать смысл теории, требуется вынести его на широкую аудиторию в нужный момент и в подходящей точке. Постмодернистское искусство 80-х - 90-х годов отрефлексировало эту формулу и работало именно в этих категориях пространства-времени.А проблема нового просто неактуальна. А кроме того - задача авангарда может лежать в политической, общественной сфере, или в сфере экзистенциального эксперимента, но для решения этой задачи авангардист пользуется средствами искусства. Скажем, сюрреалисты своими картинами добиваись сюрреалистической революции, а не для того, чтобы нарисовать красивые картинки - полотна были только инструментами для достижения цели.

А.Ц.: Кстати, о революциях. Вот Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию не заметить нельзя. Французскую Революцию тоже. А сюрреалистическая прошла для многих совершенно незаметно...

А.О.: Так сюрреалистическая революция превратилась потом в 68 год! Чисто политически 68 год проиграл ( может быть,это и к лучшему), но он настолько раскрепостил и эмансипировал западное общество, открыл в нем столько свободных зон и для простых людей, и для художников и творцов вообще.России тоже необходима прививка 68 года, если она хочет стать развитой современной страной. При советской власти не было свободы, был эротизм. Эротизм был оборотной стороной насилия. Возбуждает ведь не обнаженное тело, а полоска кожи между рубашкой и штанами. Советская власть была гиперэротична. Вспомните мелькание полуобнаженной плоти в советских фильмах. 68 год привнес на Запад не только сексуальную раскрепощенность, это не было главным. Он принес каждому право на создание своей индивидуальной или коллективной, корпоративной микросреды. В России же обретенная свобода дала именно сексуальное раскрепощение, но не более. Это привело к чудовищной шизофренизации общества. Скажем, многие кинулись в Православие, а в то же время устраивают у себя дома и на дачах настоящие языческие оргии. Эта раздвоенность, а иногда и растроенность и расчетверенность приводит именно к шизофренизации. Типичный пример шизофрении - "Национал-Большевистская партия". Соединение несоединимого, большевики ведь были интернационалистами.. Я не критику навожу, я сам вполне с симпатией к этому отношусь. А еще интереснее пример ЛДПР. Это вообще букет несовместимых понятий, положений и правил плюс гиперпопулизм. А КПРФ - просто ярчайший образец. То, что говорит Зюганов сотоварищи, не имеет к коммунизму никакого отношения, однако ему верят и слушают. Шизофренизация полная.

А.Ц.:В свое время Ленин сказал, что интелигенция не мозг нации, а говно...

А.О.: Я очень люблю эту фразу и часто ее цитирую. У нас в России увы, есть интеллигенция, и это самая ужасная прослойка.Говорят иногда, что вот мол,до революции у нас была интеллигенция, а сейчас это просто дрянь.. И тогда было говно, и сейчас. Маниловщина, лицемерие, снобизм... Они не достойны даже своего убогого существования.

А.Ц.: А за кого вы будете голосовать и какая партия вам наиболее симпатична?

А.О.: Я участвую в большом проекте, правда идет он тяжело,потому что ресурсов у нас крайне мало.Но мы создали региональные организации в одиннадцати городах. Есть журнал "Радек", есть внеправительственная контрольная комиссия, что-то вроде ЦК, и есть движение "Против всех партий". Знаете, там в бюллетенях такая графа "против всех"? Вот мы и призываем голосовать против всех. Если больше 51 процента людей проголосует против всех, то выборы переносятся и ни одна из партий, принимавших в них участие, не может бороться за парламентские места на перевыборах, так что освободится место для новых, свежих сил, можно коллапсировать всю сложившуюся политическую систему России, перевернуть всю ее политическую элиту. Это нужно для того, чтобы мы хотя бы попробовали помыслить альтернативно, ушли от вечного российского выбора между дохлой кошкой и гнилой рыбой. Попытка подвигнуть людей на создание альтернативы - вот в чем весь пафос нашего проекта. Пусть люди наконец осознают себя здесь и сейчас...Мы не победим на этих выборах, но заставим думать... Нужна революция!

А.Ц.: А что нужно для того, чтобы организовать реальную революцию? Скажем, есть деньги, в неограниченном количестве, заказывают революцию. Что делать?

А.О.: Ну, во первых, организовать Музей Современного Искусства. И лучше не один, а три...Это не сделает само по себе революции, но создаст для нее условия. Культурные условия. Ну - и развивать организацию. Я вот сам веду семинар по современной философии, теории искусства. Рассматриваем все вопросы, вплоть до того, как вести себя, если арестуют... Ну и вторгаться в современные средства коммуникации. Сразу говорю: www.asa.de/radek, а адрес для заявок и писем - mailradek@usa.net. Ждем писем от читателей.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.