Опубликовано в Gazeta.Ru от 21-06-1999 (Выпуск No 075)
Оригинал: http://gazeta.ru/internet/21-06-1999_tender.htm


Тимофей Миков, <tim@ok.msk.ru>
Кто повезет уголь?


Людям, далеким от реалий современного рынка, слово "тендер" может и вовсе не быть знакомо. Оно заимствованное и в бизнес-контексте обозначает вовсе не "сцепленный с паровозом специальный вагон для топлива, воды, инструментов или приспособленную для этого заднюю часть паровоза" (как это следует из Ожегова), но конкурс. Конкурс, когда заказчик не выбирает на рынке одного исполнителя, но предлагает нескольким конкурентным компаниям сформулировать, на каких условиях те возьмутся выполнить его заказ. И на основе поступивших предложений выбирает лучшего (не обязательно по цене - приоритеты могут быть другими: например, на срочности).

Тендеры - не новость для отечественной компьютерной индустрии, да и не только для компьютерной: поискав в искалках слово "тендер", вы получите достаточно много релевантных документов. Например, в образовательных целях можно прочитать обзорную статью Пройдакова и Монаховой "Эти разные, разные тендеры" на сервере "Планета КИС".

В нашем Интернете до недавнего времени слова "тендер" не звучало публично, хотя примерно треть заказов на создание сайтов, по моим приблизительным оценкам, находила исполнителей именно так. И менеджеры крупнейших студий знали друг друга в лицо не столько по семинарам и конференциям, сколько по встречам у заказчиков. Но внешне все было тихо: разве что заявленный и не открытый раздел "Веб тендер" на популярном сервере "Биржа Веб Услуг" webex.ru намекал, что такая форма самоорганизации отечественной интернет-индустрии существует. Теперь, кажется, ситуация начала меняться: сразу в нескольких местах возникли публичные конкурсы по созданию сайтов или их дизайна, в том числе и достаточно коммерческие. Это значит, что скоро слово "тендер" может стать модным у широких кругов пользователей Интернета, и далекие от сетевых дел компании, ощутив потребность в создании сайта, не станут нанимать знакомого студента или в растерянности звонить по студиям, но начнут объявлять тендеры. Конечно, процедура их проведения и анонсирования будет не ясна, но принцип нахождения исполнителя уже более разумен. А средства анонсирования появятся - был бы спрос. Тем более, что многие из тех, кто сегодня начал двигаться в эту сторону, наверняка поставили себе задачу стать центральным местом публикации информации о тендерах - а это почетно, увеличивает известность, прибавляет вес и опосредованно прибыльно.

О каких примерах идет речь? Во-первых, "Пузо - дизайнерские турниры": интерес спортивный, а не денежный, но близко. Во-вторых, конкурс "Агентства Интернет Технологий": деньги по маленькой, да многим. В-третьих, нижегородский областной конкурс веб-дизайна: тут скорее ищут таланты, чем разыгрывают заказ. В-четвертых, конкурс на разработку дизайна для сайта "MTV-Россия": тут все по-настоящему, если забыть, что на конкурсе - только дизайн, и денег немного. Список можно было бы продолжить, но этого достаточно. Движение налицо, будем следить за событиями.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.