Опубликовано в Gazeta.Ru от 13-04-1999 (Выпуск No 031)
Оригинал: http://gazeta.ru/health/13-04-1999_oblisen.htm


Андрей Мощинецкий, <sergey@rvh.khv.ru>
Новый препарат для лечения облысения не оправдывает коммерческих ожиданий

Всезнающая статистика говорит, что в среднем на нашей планете для 40-50% мужчин и 20-30% женщин проблема алопеции (так наука называет облысение любой степени выраженности) весьма насущна. Существует несколько форм облысения, но самой распространенной является так называемая андрогенная алопеция. Некоторые эксперты считают, что у 90-95% людей, которые страдают от потери волос, имеется именно эта форма алопеции. Исследования показывают, что ключевую роль в развитии как мужской, так и женской андрогенной алопеции играют мужские половые гормоны. Особое внимание уделяют дигидротестостерону и ферменту 5-альфа-редуктазе, который участвует в его метаболизме.

Количество лекарственных и нелекарственных средств, которыми врачи и их пациенты пробуют остановить выпадение волос и возобновить их рост, поражает воображение. Разработка и производство медикаментов для лечения андрогенной алопеции является крупным и весьма прибыльным бизнесом, в котором участвует ряд крупных фармацевтических компаний (например, Merck & Co., Inc. и UpJohn Inc.) и множество мелких производителей. Однако согласно колкому замечанию одного из американских ученых, подавляющее большинство таких препаратов предназначено не для лечения облысения, а для извлечения денег из карманов доверчивых и отчаявшихся людей. Видимо, это высказывание имеет под собой определенные основания. Ведь несмотря ни на что, андрогенная алопеция относится к тем болезням, о которых говорят: "лечить можно, но вылечить нельзя".

Январь 1998 года ознаменовался выходом на фармацевтический рынок препарата Пропеция - нового средства для лечения андрогенной алопеции. Действующим началом Пропеции является финастерид. Вообще-то, это вещество первоначально предлагалось разработчиком - корпорацией Merck - для лечения аденомы простаты у мужчин. Тогда скромный финастерид назывался не Пропецией, а носил звучное коммерческое имя Проскар. Но в ходе клинических испытаний Проскара, пациенты с аденомой простаты обнаружили несколько неожиданный, но очень приятный эффект - улучшение количества и качества волос на голове. Тут же проведенные дополнительные исследования показали, что финастерид, попавший в волосяные фолликулы, блокирует трансформацию тестостерона в дигидротестостерон. А именно этому процессу отводится немаловажная роль в происхождении андрогенной алопеции.

Упускать удачу, неожиданно "свалившуюся с неба" – не в правилах фармацевтических гигантов. Проскар тут же подвергся тщательной процедуре перепрофилирования. Для начала в нем в 5 раз уменьшили содержание финастерида. По результатам предварительных исследований оказалось, что этого вполне достаточно для помощи страждущим от потери волос. Затем, дабы не смущать пациентов с облысением упоминанием об аденоме простаты, "усеченная" версия Проскара получила новое имя - Пропеция. Последующие клинические испытания этого препарата методом двойного слепого плацебо-контроля показали его неплохую эффективность. Существенное улучшение в количестве и качестве волос наблюдается у 66% мужчин, принимающих Пропецию.

Правда, в 0,5% случаев пациенты-мужчины отмечали не совсем приятный побочный эффект Пропеции - некоторое ослабление половой потенции. После прекращения приема препарата половая функция полностью восстанавливается.

Что же касается женщин, страдающих алопецией, то новое лекарство для них не предназначено вовсе. Во-первых, потому что выраженного положительного эффекта от использования Пропеции у представительниц прекрасного пола не наблюдается. Во-вторых - существует большая опасность возникновения врожденных пороков развития у плода, если финастерид используется во время беременности.

Итак Пропеция вышла на старт, будучи в хорошей спортивной форме и имея неплохие шансы стать чемпионом по продажам в своей весьма конъюнктурной нише. Однако, по сообщению агентства The Associated Press, годичный мониторинг продаж препарата несколько разочаровал производителя. Новая пилюля для лечения самой распространенной формы облысения отнюдь не "сметается с аптечных прилавков". За прошедший год Merck истратил более $100 миллионов для продвижения Пропеции на внутреннем и международном рынке. Расходы фармацевтических компаний на "раскрутку" нового препарата в первый год почти всегда превышают доходы от продаж. Однако даже при этом условии финансовые ожидания производителя оправдались только на две трети.

Почему же Пропеция не становится бестселлером? Некоторые эксперты в области лечения алопеции считают, что всему виной природный консерватизм людей. Ведь многие пациенты используют в борьбе с облысением неплохо зарекомендовавший себя препарат для местного применения - миноксидил (торговое название Rogaine в США и Regaine в других странах). UpJohn Inc. выпустил это средство значительно раньше, чем на рынке появилась Пропеция. Кроме того, стоимость детища Merck вдвое больше, чем препаратов миноксидила. Хотя, конечно, гораздо удобнее проглотить один раз в день пилюлю Пропеции, чем два раза в день орошать кожу головы Регейном. Джон Эртел, редактор web-сайта Regrowth, сообщает, что он пользуется и Пропецией, и Регейном. "Меня вполне устраивает то, что я сейчас вижу в зеркале," - говорит он.

Можно думать, что мужчины в возрасте 20-40 лет побаиваются приобретать Пропецию из-за небольшой (но все-таки реальной) опасности ослабления их сексуальных способностей. Ведь большинство мужчин "в самом расцвете сил" считает, что потерпеть фиаско в постели даже один раз - это куда более значительная проблема, чем не иметь волос на голове всю жизнь (вспомним о триумфальном шествии Виагры по странам и континентам).

Многие дерматологи считают, что Пропеция действительно довольно эффективное лекарство для лечения облысения. По их мнению, проблема продаж препарата заключается еще и в том, что большинство представителей сильного пола все же не считает отсутствие волос на голове такой уж серьезной бедой и не собирается выкладывать кучу денег за то, без чего можно обойтись.

Да, если бы Пропецию можно было использовать для лечения женщин, то Merck смог бы поправить свои дела очень быстро. Ведь именно женщины, страдающие алопецией, являются наиболее сложными пациентами дерматологов и готовы бесконечно пробовать новые методы лечения для спасения своей красоты…

Ссылки

Alopecia Information and Resources

Линк-лист ресурсов по алопеции

Сайт препарата Rogaine

Сайт препарата Propecia

Анекдот

- Я вам дам отличный совет, как не терять волосы.
- Да, доктор, что же нужно делать?
- Пришейте внутри парика метку с вашим именем.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.