Опубликовано в Gazeta.Ru от 04-06-1999 (Выпуск No 064)
Оригинал: http://gazeta.ru/health/04-06-1999_hospit.htm


Сергей Гончар, Владимир Волошин, Виктор Никитин, <volv@doktor.ru>
Сэкономленный рубль - заработанный рубль?

Вряд ли найдется хотя бы один здравомыслящий человек, полагающий, что медицина может быть… бесплатной. Кому из нас неизвестно точное и единственно возможное местонахождение "бесплатного сыра"? Аргумент вульгарноват, но зато весьма точен. Если же говорить более предметно, то национальная система оказания качественной и эффективной медицинской помощи подразумевает регулярную профессиональную подготовку миллионов специалистов, научные разработки в тысячах областей, активную вовлеченность различных индустрий – от точного приборостроения до химического производства, и еще немалое количество емких в финансовом отношении моментов. Разумеется, что все это не может быть абсолютно "бесплатно" для потребителя даже теоретически – поэтому за медицинскую помощь платили везде и всегда. Если не сам больной человек, то общество, соблюдением налоговой дисциплины демонстрирующее верность "принципу солидарности" с занедужившим неплатежеспособным индивидуумом.

Когда же общество (государство) по ряду причин больше не в состоянии держать медицину на "плаву", как это случилось в постперестроечном Отечестве, то сразу вспоминается, что медицинская помощь относится к сфере услуг, т.е. является товаром. Причем - весьма ходовым. Создается, в общем-то, "правильное" впечатление, что грамотное расширение коммерческого сектора медицины способно решить если не все, то многие проблемы здравоохранения. Только вот строительство "медицинского супермаркета" дело весьма непростое – невозможно осуществить его, просто копируя заимствованный где-либо "типовой проект", в который обязательно инкорпорированы "чужие" культурные традиции. Любая модель обязана пройти через свои "тернии эволюции" – и длительность этого периода становления может быть немалой.

Сегодняшний российский медицинский рынок весьма далек от совершенства – хотя бы потому, что в его развитии присутствуют выраженные элементы стихийности. Не секрет, что немалая часть медицинских работников и потенциальных потребителей их услуг нынче практикуют товарно-денежные взаимоотношения в стиле восточного базара. И те, и другие руководствуются заведомо искаженными оценочными критериями. Хотя бы потому, что в России практически нет реально функционирующего мониторинга качества медицинских товаров и услуг. И если таковой не появится в ближайшее время, то всем нам еще долго придется "расхлебывать" все последствия разрушительной работы "черного" и "серого" секторов медицинского рынка.

Собственно, в этой статье мы хотели рассказать о недавно предпринятой попытке такого мониторинга, с весьма обнадеживающими первыми результатами.

По заказу крупной зарубежной страховой компании, специалисты из System Pro Corp. провели маркетинговые исследования сегмента родовспоможения на российском медицинском рынке. Согласно условиям договора, результаты исследований остались в собственности фирмы и были предоставлены для использования через Интернет широкому кругу россиян, интересующихся этим видом медицинских услуг. С этой целью System Pro совместно со специалистами компании Redcom была создана информационно-аналитическая база данных, которая разместилась на популярном медицинском сайте - Doktor.Ru.

Почему рыночные аспекты именно системы родовспоможения представляют такой интерес? Планирование деторождения, в общем-то, не относится к сугубо медицинским проблемам, но немалая часть населения России (в силу достаточно высокого уровня образованности) справедливо полагает, что неплохо "подстраховать" семейную гармонию и с "медицинской" стороны. Рождение ребенка – событие, конечно же, неординарное, и потому будущие родители относятся к нему не только как к почетной и ответственной миссии, но и как к семейному празднику. Широкая информированность россиян о привлекательных особенностях идеологии и технологии родовспоможения в экономически развитых странах, побуждает многих потенциальных родителей искать на стихийно формирующемся отечественном "акушерском" рынке что-то, соответствующее вышеозначенным стандартам. А сделать это в наших условиях (да еще так, чтобы "не переплатить") очень непросто – лучшим тому доказательством может служить полуторалетний опыт работы киберфорума сайта Мама.Ру.

Анализ сообщений форума показывает, что примерно в каждом десятом письме обсуждаются родовспомогательные учреждения и курсы подготовки к родам. Учитывая обширную географию подписчиков и объем переписки (ежесуточно присылается от 100 до 200 писем), постоянные участники форума могут получить информацию практически о любом родильном доме, если таковой расположен в крупном населенном пункте (естественно, где достаточно пользователей интернета). Будущих мам волнует качество медицинской помощи, уровень сервиса и, конечно, стоимость услуг. Естественно, что каждая желает выбрать самую лучшую клинику - никто не хочет доверять здоровье и жизнь будущего малыша заведению с сомнительной репутацией.

Стремление родителей найти "образцовый" роддом перекликается с проблемами, которые решает руководящий аппарат отечественной системы здравоохранения. Цели и перед родителями, и перед чиновниками стоят одинаковые - получить объективную информацию о качестве оказания медицинской помощи в конкретном медицинском учреждении. Решают они эту задачу, естественно, по разному. Однако, в условиях рыночных отношений, наиболее точными критериями "образцовости" становятся финансовые показатели коммерческой деятельности роддома - клиент "голосует рублем". Действительно, маловероятно, что приобретая какой-либо товар, в том числе и медицинскую услугу, покупатель выбирает "кота в мешке".

Так как же выбрать женскую консультацию и родильный дом, чтобы потом "не было мучительно больно…"?

С одной стороны, для эффективного выбора необходима неплохая "околомедицинская грамотность" потребителя услуг. Хорошо (хоть и не профессионально) осведомленный о современных медицинских стандартах пациент "дисциплинирует" врача, заставляет "соответствовать запросам и ожиданиям" потенциального покупателя его услуг. С другой стороны, избежать "экономических" ошибок при выборе, скажем, родильного дома, помогает предварительный анализ цен и потребительских отзывов о качестве оказываемых в нем услуг. Нет смысла говорить о том, насколько обширны в этом плане возможности он-лайновых баз данных о родовспомогательных учреждениях.

В планах среднестатистической молодой российской семьи деторождение значится в одном-двух "пунктах". Понятно, что нынешние наши условия не способствуют демографическому взрыву. Тем более значимым становится качество родовспоможения – услуги, которая потребуется россиянам, живущим на "стыке" 2-го и 3-го тысячелетий, считанное количество раз. Именно поэтому мы приглашаем все семейные пары, увеличившие свой "личный состав" в 1998-99 гг. принять участие в конкурсе ЛУЧШИЙ РОДДОМ РОССИИ, который проводится сайтами Doktor.Ru/Мама.Ру совместно с System Pro Corp. при информационной
поддержке ряда популярных иллюстрированных журналов для родителей. Заполнив анкету, Вы не только поможете будущим мамам и папам определиться в выборе родовспомогательного учреждения, но и поучаствуете в розыгрыше призов!

Ссылки

Конкурс ЛУЧШИЙ РОДДОМ РОССИИ

Обзор роддомов: цены, услуги - он-лайновая база данных

Календарь беременности - путеводитель по беременности

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.