Опубликовано в Gazeta.Ru от 26-05-1999 (Выпуск No 057)
Оригинал: http://gazeta.ru/flopovod/26-05-1999_user2.htm


Дмитрий Турецкий, <dmitri@listsoft.com>
Hit any user to continue...


Во вчерашней заметке я начал разговор о взаимоотношениях между "компьютерщиками" и пользователями. Продолжая его, сегодня я попробую поговорить о наиболее типичных и раздражающих вещах, которые пользователи вытворяют...

Прежде всего, как отмечалось ранее, компьютер - это инструмент. И инструментом этим пользуетесь именно вы. Как и у каждого инструмента, у компьютера есть инструкции по пользованию, ограничения и технические характеристики. Вы же не вызываете мастера, чтобы он вставил кассету в видеомагнитофон? Вот и скомпьютером то же самое. Вы должны получить определенный минимум знаний просто для того, чтобы научиться им (компьютером) пользоваться. И это задача ваша - а не сисадмина.

Здесь проходит довольно интересное различие между организацией работы "у нас" и "у них". На Западе существует довольно четкое разграничение между обязанностями системного администратора (поддержание работоспособности сети, решения об установке программ на уровне предприятия, требуемом "железе" и т.п.), служб технической поддержки (решение проблем пользователей) и пользователей (изучение используемых программ). Для устройства на работу пользователь должен сдать экзамены и получить сертификат (не везде, но часто) о знании компьютера (а Микрософтовские экзамены, скажем, по тому же Оффису - это весьма непростая штука).

"У нас", как правило, в фирмах среднего размера есть в штате один универсальный специалист, на которого сваливаются все околокомпьютерные работы. А так как в компьютерной сфере существует очень много тонкостей, и изучить их все в разных областях практически невозможно, то такой "специалист", зачастую оказывается дилетантом в каждой отдельно взятой области. И выкручиваться ему приходится за счет активного использования литературы, Интернета (коллективизм - великая сила!) и экспериментирования. Я не берусь сказать, плохо это или хорошо (сам так работаю :), но сил требует много.

Сложность заключается в том, что большая часть работы компьютерщика рядовому пользователю непонятна и не видна. Что видит пользователь (включая начальство)? Сисадмин приходит на работу к обеду и садится перед сервером. Получает почту, новости, на что-то отвечает, скачивает какую-то программку, ставит, рассказывает новый анекдот, пристает с требованиями выделить денег на новый винчестер... Раздражается, если его в очередной раз зовут вытащить бумажку из принтера или исправить форматирование табличек в Excel-е. Остается после работы (наверное, в игрушки играет!). Вот ведь жизнь! Считай, ничего полезного не делает (компьютеры-то и так работают!), а деньги получает. А видя такую несправедливость, на него пытаются навесить еще ремонт офисной техники, обучение сотрудников, создание и поддержание веб-странички, написание программ и скриптов для автоматизации работы и кучу всего еще.

Объяснения, что чтение почты и USENET позволяют держаться "в курсе" и быстро решать возникающие и потенциальные проблемы, что установленная программка позволит отслеживать состояние сервера быстрее и надежнее, что винчестер действительно нужен и т.п., мягко говоря, воспринимаются как попытки "отмазаться". А уж попытки сказать, что секретарше (а то и начальнику) стоило бы прочитать книжку по пользованию Word-ом и Excel-ем и, в конце концов, научиться вытаскивать бумажку самостоятельно, воспринимаются явной крамолой.

А ведь на самом деле это обязанность именно пользователя. Почему-то считается, что если плотник не умеет пользоваться пилой, то он плохой плотник. А вот если секретарша не умеет пользоваться Вордом, то за нее это должен делать сисадмин. Ну не правильно это! Ведь за меня никто не будет перенастраивать таблицы маршрутизации или ставить обновления антивирусов (а, кстати, почему?)! А в Ворде я тоже не специалист, мне тот же самый хелп читать придется, чтобы понять, как сделать эти пометки на полях!

Все вышесказанное подразумевает одну простую мысль: "ребята, учите матчасть!". До тех пор, пока пользователи не научатся пользоваться программами и самостоятельно(!) нажимать кнопочку "Помощь"; до тех пор, пока пользователи хотя бы в самых общих чертах не будут представлять, как работает компьютер; до тех пор, пока пользователи не начнут читать, что именно написано в выскакивающем окошке перед тем как нажать "да" или "нет"; до тех пор, пока... сисадмины будут отбиваться всеми доступными методами. Как правило, это введение очень жестких правил насчет того, что можно и что нельзя делать на компьютере; односложные ответы "это невозможно" на вопросы "а как бы..." (ну не хочу я вешать на себя дополнительную нагрузку, устанавливая программу, на которой мне же потом и придется делать чужую работу!) и еще всякие мелкие прелести. А оно вам надо?

Ну и напоследок, чтобы немножко развеяться, пара историй из реальной жизни.

Письмо от посетителя моего сайта (в среднем, раз в две недели): "мне очень понравилась вот эта программа, только я не понял, как ей пользоваться!". Как вариант, комментарий к графическому traceroute - "а как в нее играть?"

Письмо в ответ на мой совет держать Windows и ее swap на разных физических дисках: "я скопировал swap-файл. А как заставить Windows использовать именно копию, а не свой собственный?"

Как вы думаете, сколько писем я получил в ответ на свою первоапрельскую заметку? Тридцать семь! Последнее пришло два дня назад...

Звонок пользователя: "компьютер не работает!"
- Когда включаете, лампочка горит?
- Да!
- Диск крутится?
- Да!
- А что на мониторе?
- На каком мониторе?!
Как выяснилось, в магазине при покупке компьютера человека спросили, нучен ли ему "телевизор", он подумал и ответил, что нет.

Звонок по межгороду. "Компьютер завис, на Ctrl-Alt-Del не реагирует!" Советую нажать reset и обещаю перезвонить через 5 минут. Спускаюсь к себе, звоню.
- Заработал?
- Нет!
- А что на мониторе?
- Пусто! Черный экран!
- Вы резет нажали?
- Да!
- И что?
- Держу! Жду, когда перезвоните...

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.