Опубликовано в Gazeta.Ru от 23-06-1999 (Выпуск No 077)
Оригинал: http://gazeta.ru/flopovod/23-06-1999_alt.htm


Дмитрий Турецкий, <dmitri@listsoft.com>
Проблема выбора

Однажды в Баннерсах (листе рассылки, посвященном обсуждению вопросов сетевой рекламы) прозвучала фраза, совершенно изумительно отражающая одну из проблем современного компьютерно-интернетного (и не только) мира. Звучала она так (к сожалению, не помню автора): "Я, как и остальные здесь присутствующие, по чужим сайтам не хожу, но..." И, ведь, насколько все точно! Занимаясь своим сайтом, у меня просто физически не остается времени на чтение чужих. Более того, случайно (или по рекомендации знакомых) заглянув куда-то и увидев что-то интересное, мне приходится быстро-быстро оттуда уходить, т.к. иначе я не успею сделать то, что запланировано на сегодня или, что еще хуже, пойму, что все надо делать совсем не так :-) Разумеется, я делаю закладки и даю себе страшные обещания, что потом, в некоем мифическом будущем, когда у меня будет много-много свободного времени, я обязательно сюда вернусь и внимательно все прочитаю...

Разумеется, все это несколько утрировано, но довольно верно отражает суть. Дело в том, что развитие Интернета дает пользователю свободу, которая, на мой взгляд, в первую очередь проявляется в возможности выбора. Это относится ко всему - выбор сайтов и рассылок для чтения, выбор download серверов для скачивания программ, выбор самих программ из множества альтернатив, выбор операционной системы, в конце концов... Но выбор может быть осознанным, навязанным и случайным.

Осознанный выбор обычно делают профессионалы, которые знают, что им нужно и зачем. Они изучили все (или, по крайней мере, многие) альтернативы, взвесили все "за" и "против" и решили пользоваться, скажем, The Bat!, а не Outlook-ом. Или наоборот. Не суть важно, что именно выбрано, если человек может объяснить, почему выбрано именно это.

Случайный выбор чаще всего встречается среди пользователей. Если человеку нужно просто решить какую-то задачу и он не хочет вдаваться в подробности и тратить кучу времени, чтобы добиться некоторого выигрыша в производительности или функциональности, то зачастую самый простой способ - просто ткнуть пальцем. Или бросить монетку. После чего в глазах окружающих появляется восхищение человеком, способным быстро найти решение и разбирающимся во всех тонкостях. И немедленно к нему выстраивается очередь за советом, что именно выбрать для решения той или иной задачи.

Навязанный выбор чаще всего проявляется среди новичков (известных также под именем чайников). Осуществляется он методами рекламы, советов знакомых и т.п. Причем у Интернета именно в этой области есть одно большое преимущество перед офф-лайном: свобода речи. Т.е. каждый имеет возможность высказать свое мнение по тому или иному вопросу. Разумеется, это тоже является одним из методов навязывания выбора, но за счет большого количества и неподкупленности отзывов картина получается довольно объективная. Т.е. навязывается именно то, что действительно удобно, полезно и интересно.

Мне как человеку, чья домашняя страничка привлекает множество людей, разыскивающих программы, проще всего говорить именно о них (программах). В плане осознанного выбора программ я мало чем могу помочь посетителям - разве что стараться давать более объективную и детальную информацию... Я стараюсь, но, как было сказано в первом абзаце - со временем напряженка. В плане случайного выбора - проще. В каждой категории можно найти несколько примерно одинаковых программ. А вот от навязывания выбора я до последнего времени старался уходить. Ну, разве что, дал возможность посетителям писать свои комментарии.

Однако в последнее время я получаю все больше писем с вопросами о том, какую программу из возможных выбрать. Тенденция видна очень отчетливо - все больше новичков приходят в Сеть и хотят (а то и требуют), чтобы им указали, что и как надо делать. Наверное, это действительно нужно - создавать какие-то жесткие и безальтернативные инструкции и списки, некий "набор чайника", позволяющий быстро включиться в работу... И, дай Бог, чтобы эти люди потом перешли хотя бы в категорию пользователей, а не остались чайниками, тупо ждущими и слепо выполняющими "указания свыше"...

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.