Опубликовано в Gazeta.Ru от 20-04-1999 (Выпуск No 036)
Оригинал: http://gazeta.ru/dossier/20-04-1999_auroville.htm


Саша Шерман, <sherman@gazeta.ru>
Ауровиль

Мы дома. Для нас Ауровиль - не просто проект или преходящий интерес. Это жизнь, которую мы разделили друг с другом, это эволюционный перекресток. Нет другого пути, кроме как идти до конца. Столько сколько потребуется.
Alan Lithman (Savitra)

Признаться, ведущий "Досье" расчитывал собрать на ниве Ауровиля гораздо более сочный урожай, чем то, что получилось в результате поисков. Странно, потому что коммуна ведь довольно известная. Пожалуй, более известная, чем все остальные подобные эксперименты...

Город Ауровиль был основан 28 февраля 1968 года по инициативе жены создателя Интегральной йоги Шри Ауробиндо - Мирры Ришар, более известной как Мать. В основе создания города лежала идея объединения людей, связанных общей целью построения гармоничного материального мира, не находящегося в противоречии с миром Духа. На церимонию его основания представители 121 страны и 23 индийских штатов. Предполагаемое население городка должно было достичь 50000. Согласно архитектурной модели (возможно - одной из них) будущий город имел концентрическую планировку, напоминающую мистический символ Матери. Ауровиль был заложен в южном индийском штате Тамил Наду. В городе Пондишери еще ранее был основан Ашрам Ауробиндо - духовный центр адептов Интегральной Йоги, задуманный самим ее создателем в начале 40-х годов. В начале Ауровиль мыслился как продолжение идеи Ашрама, но все сложилось несколько иначе.

Создание городка было благославлено ЮНЕСКО и лично Индирой Ганди. Редкий (если не единственный) случай официальной поддержки самодеятельной коммуны. На обустройство района были выделены государственные средства, помимо того у идеи появились довольно многочисленные спонсоры. Тем не менее Ауровиль расчитан на самоокупаемость - основную финансовую базу должны были составлять личные средства членов коммуны.

Стать ауровильцем не очень просто. Во-первых, нужна рекомендация членов общины. Во-вторых, постоянная виза, которую может получить доброволец, при наличии запроса от правления Ауровиля. Месячное пребывание в Ауровиле стоит взрослому добровольцу 1500 рупий (сейчас возможно больше). Помимо того, в залог необходимо внести деньги, эквивалентные стоимости обратного билета до страны исхода. В случае получения ауровильского гражданства или решения покинуть Ауровиль, эти деньги возвращаются, за вычетом 1000 рупий. От члена ауровильской коммуны также ожидается "регулярная и полезная работа на благо общины".

Помимо того, первый год новый ауровилец живет за свой счет (платит за квартиру и т.п). При наличии разрешения правления можно построить себе дом, но принадлежать он будет Ауровилю. Земля приобретается на средства ауровильца, но на имя Ауровиля.

Благодаря такому раскладу (а также общему кризису движения) планам по приросту населения не суждено было сбыться. В Ауровиле сегодня живет около 1200 человек из 30 стран. Он окружен 13 деревнями, всего же в районе живет около 30000 человек.

Судя по представительству и поддержке, Ауровиль был открыт довольно помпезно, однако воспоминания ауровильца Алана Литмана (Савитра) свидетельствуют о том, что город начал строится на пустынной земле силами 30 человек. Карма-йога.

После смерти Матери (в 1973 г.) Ауровиль осиротел. Движение потеряло яркого духовного лидера. Ученик Ауробиндо - Сатпрем - высказывался резко против Ауровиля, небезосновательно называя его "коммерческим предприятием". Ашрам Шри Ауробиндо, контролировавший большую часть финансов "предприятия", претендовал на власть над происходящем в городе, в то время как поселенцы считали, что их коммуна принадлежит всему миру, и Ашрам не вправе указывать им как и что делать. Между Ашрамом и Ауровилем началась конфронтация (говорят, в некоторых случаях со смертельным исходом). Поселенцы попросили защиты у властей. В поселке появился постоянный полицейский участок. В 1980 г. правительство Индии вынесло решение об выведении Ауровиля из-под контроля Общества Шри Ауробиндо (то есть - Ашрама).

Visiting Auroville

Alan Lithman (Savitra) - For As Long As It Takes

ПРЕССА

Альтернативная община - экзотика или дорога в будущее

Большой интерес представляют поселения, возникшие в результате синтеза двух тенденций - духовно-религиозной и социальной. Наиболее известный пример - индийский Ауровиль, стартовавший в 1968 г. Он задумывался и как социальный проект построения самоуправляющейся федерации общин, и как духовный центр. Первоначально поселение развивалось очень быстро, достигло большой численности (свыше тысячи жителей). Удалось решить экологические проблемы этого района, широко применяется альтернативная энергетика. Экономика была основана на принципах кооперативизма, территориальное устройство - коммунализма. Широко внедрялись социальные программы. Шел обмен идеями между представителями различных религий. Со временем сверхкрупные размеры поселения привели к тем же процессам, что и в Финдхорне, - замене братских личностных отношений коммерческими, свертыванию социальных программ под действием общей коммерциализации. Интересно, что если в Финдхорне это было связано с демократизацией и усилением внутреннего самоуправления (к руководству пришли новые люди, не столь приверженные первоначальным принципам), то в Ауровиле, напротив, - со свертыванием демократии, закреплением власти за теми, кто может эффективно заниматься коммерцией. Несмотря на эти процессы, Ауровиль остается одним из наиболее успешных в экологическом отношении поселений, сохраняет несколько более высокий, чем в мире, и тем более в "третьем мире", уровень жизни и социальной защищенности, гуманистической культуры. Продолжаются духовные поиски (хотя религиозная и духовная терпимость по некоторым сведениям также утрачивается).

Ауровиль - вчера, сегодня, завтра...

...в международной зоне города, которой Мать отводила центральную роль в процессе ускорения и развития взаимопонимания между народами, фактически ничего не изменилось за последние 29 лет. Почему? Причин выдвигается множество, но, пожалуй, самая главная и основная из них, ведущая к энергетическому застою в этой части города, сводится к тому, что многие жители Ауровиля нарушили или пытаются нарушить и порвать те узы, которые связывают их со своей национальной культурной почвой. Такое прерывание традиционных культурно-исторических связей происходит в силу ложных убеждений, согласно которым национальные культурные особенности могут лишь препятствовать человеческому единению.

Символ Ауровия

СЕТЬ

WELCOME to the web site maintained by the community of AUROVILLE

AuroNet e-mail Addresses of Aurovilians

Auroville

Sri Aurobindo Society. Pondicherry

Центр Шри Ауробиндо и Матери в Москве

Шри Ауробиндо - переводы Е. Горного

Шри Ауробиндо в Сети

Центр `Савитри`

New Civilization Resources

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.