Опубликовано в Gazeta.Ru от 19-07-1999 (Выпуск No 095)
Оригинал: http://gazeta.ru/dossier/19-07-1999_popy.htm


Наталия Бабасян, <dnbasya@cityline.ru>
"Богомерзкая" тема

Проблема гомосексуализма церковных пастырей вряд ли может считаться новорожденной. Свидетельство тому - различные своды церковных правил и установлений. В частности, правило 62 Святого Василия Великого (IV в.) гласит: "Явившему неистовство на мужеском поле, время для покаяния да расположится сообразно времени беззаконновавшего прелюбодеянием". Этому же греху посвящены правило 4 Святого Григория Нисского (IV в.) и несколько правил, вошедших в книгу "Номоканон"(IX-XII века). Согласно правилу 29-му, "священник, соблудивый или прелюбодейства, или мужеложество, или птицеложество содеивый, или муженеистовый на свою жену... да извержется по 51 правилу Великого Василия".

Имеются в Номоканоне и указания в отношении гомосексуализма среди подрастающего поколения духовенства: "Аще ли кто сый отроча прият от иного истяцания в бедра, да запретится первия, потом да освятится по Святому Иоанну Постнику. Зане не бысть совершенное падение и не вниде педогоном в эфедрон. Аще ли вниде да не дерзнет священство прияти. (184)" В переводе на современный русский - если с готовящимся к рукоположению юношей совершен неполный половой акт, он после некоторого времени мог стать священником. Но в случае если "педогон" ("детородный") в "эфедрон"-таки "вниде", церковная карьера отроку была заказана.

Правила эти появлялись не на пустом месте. Свое отражение в канонах проблема получала лишь после того, как она становилась действительно серьезной. Известно также, что в многочисленных памятниках аскетической литературы плотская любовь "брата" к "брату" упоминалась как одно из наиболее частых искушений монахов. И сегодня с полным основанием можно утверждать, что во времена неразделенной Церкви проблема гомосексуализма духовенства стояла не менее остро, чем в современную эпоху.

Между тем, до недавнего времени в России было распространено убеждение, что "содомский грех" присущ только западному клиру, по преимуществу католическому. Во многом этой убежденности способствовало общее изменение отношения западных христиан к проблеме гомосексуализма и призывы церквей разных деноминаций прекратить гомофобию и дискриминацию сексуальных меньшинств. Некоторые западно-христианские лидеры даже сочли возможным открыто декларировать собственную гомосексуальность. Так в марте 1995 года, к примеру, бывший англиканский епископ Дерек Роуклифф, публично объявив о своей нетрадиционной сексуальной ориентации, призвал церковь благословить гомосексуальные союзы.

С другой стороны, на Западе давно стали привычными сексуальные скандалы и судебные разбирательства, связанные с духовенством. Пострадавшие от домогательств священников предъявляли к ним претензии не только морального, но и материального плана и, соответственно, были заинтересованы в максимальной гласности. И хотя каждый новый эпизод вызывает в обществе волну возмущения "растлителями-клерикалами", западные церкви не обладают серьезными властными механизмами, способными заткнуть рот прессе.

В России церковный гомосексуализм всегда был тайной за семью печатями. С давних времен возникавшие на этой почве конфликты решались келейно, не выходя за рамки Церкви. В"миру" же бытовало представление, что в РПЦ "содомского греха" в силу ее святости просто не существует. В пору советской власти о существовании в Церкви "голубых" священников и епископов начали поговаривать прихожане. Одновременно распространился миф о том, что гомосексуалистов намеренно засылает в Церковь КГБ, дабы разрушить ее изнутри. Миф успешно развеялся в посткоммунистическую эпоху. Пережив период умиления по поводу возрождения храмов и монастырей, пресса начала приглядываться к тому, что в них происходит. Информация о "голубом лобби" в РПЦ мало-помалу становится достоянием общественности. Однако, на уровне как церковном, так и судебном каждую из подобных историй по традиции стараются максимально замять. Когда иеромонах Амвросий (Носов) из московского храма Всех Святых на Соколе попытался изнасиловать 16-летнего Дениса Ковалева, а тот ударил его ножом, батюшка неожиданно оказался в роли истца. В результате отрок провел в тюрьме 2,5 года, а когда на суде его мать заикнулась о сексуальных домогательствах со стороны монаха, в деле моментально появилась справочка из института Сербского: дескать, не принадлежит отец Амросий к сексуальным меньшинствам. Назначить дополнительную, независимую экспертизу суду почему-то в голову не пришло.

Не менее скромно закончился томский скандал вокруг местного епископа Аркадия. Конфуз произошел после того, как 23-хлетний диакон Роман Штаудингер пришел к владыке просить благословения на поездку в Московскую духовную академию. Епископ вдруг стал обнимать его, гладить, целовать в лоб и уговаривать "полюбить своего владыку". Диакон пожаловался известному своей строгостью настоятелю храма, который затребовал у епископа объяснений. В ответ он получил ненормативную лексику. Вскоре выяснилось, что это не первый случай "интересного" поведения епископа в отношении молодых священников и прихожан, и томские священники обратились к Патриарху. Спустя некоторое время епископа Аркадия перевели викарием в Нижегородскую епархию. Сама же история вновь была похоронена в недрах РПЦ.

По-настоящему гром для синодалов грянул в начале этого года, когда начался публичный скандал вокруг епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона. Еще в декабре прошлого года два самых уважаемых в епархии священника и игуменья женского монастыря лично встретились с Патриархом и пожаловались на безобразное поведение владыки. Епископ славился поборами, пьянством, рукоприкладством и нецензурной бранью в адрес духовенства. Но главным его "достоинством" была любовь к молодым людям, как правило, ученикам местно духовного училища.

Патриарх пообещал разобраться, и вскоре в Екатеринбург выехала комиссия под руководством Управляющего делами Московской Патриархии архиепископа Солнечногорского Сергия. За четыре дня работы члены комиссии получили 85 священнических рапортов с перечислением всех претензии духовенства к епископу Никону. Двадцать из них посвящены "противоестественной нецеломудренной жизни правящего архиерея и приближенных к нему лиц", проще говоря, проявлениям гомосексуальных наклонностей архиерея. Из рапортов следовало, что владыка Никон не только использовал для удовлетворения своих сексуальных потребностей студентов местного духовного училища, но и создавал для своих постоянных любовников благоприятные условия для продвижения по служебной лестнице, и даже учредил специальный монастырь из лиц нестандартной сексуальной ориентации. Словом, полным ходом строил "голубую" епархию.

Комиссия уехала, а спустя три месяца Синод вынес решение: епископу объявить выговор за плохое управление епархией, двух главных жалобщиков - снять с занимаемых должностей. Не прошло и недели, как все материалы о художествах владыки Никона появились сначала в Екатеринбургской, а затем и в центральной прессе. В разных городах епархии начались пикеты и шествия верующих с требованием убрать Никона. На взбунтовавшееся духовенство пытались давить. Никон обещал им неприятности по церковной части. Прогубернаторская пресса обвиняла противников епископа в нечистоплотности и связях с мафией. Не помогло. На протяжении нескольких месяцев как минимум два-три раза в неделю сексуальная ориентация владыки подробно обсуждалась в СМИ. Каждое воскресенье на месте убиения царской семьи шли молебны об избавлении от Никона. Один из них закончился шествием к покоям владыки, где пикетчики выпустили в небо около тысячи голубых шаров с надписью "Прощай, Никон". В начале лета один из бывших учеников екатеринбургского духовного училища, пострадавший от домогательств архиерея, обратился с заявлением в прокуратуру. 21 июня против Миронова Олега Васильевича (он же - епископ Никон) было заведено уголовное дело №302352 по статье 133 Уголовного Кодекса РФ "Понуждение к действиям сексуального характера". Плюс чуть больше чем за месяц до губернаторских выборов в области все кандидаты получили данные опросов. Социологи предупреждали: рейтинг кандидатов, появлявшихся в сопровождении епископа Никона, резко падает. В результате владыка оказался в гордом одиночестве.

Теперь в Екатеринбурге ждут решений церковного руководства. Загасить скандал при наличии уголовного дела ему явно не удастся. Также как и объявить его клеветой на владыку и святую церковь. Признать существование гомосексуалистов в клобуках - значит, начать борьбу за чистоту рядов. А это слишком большая, да и в общем не нужная епископату головная боль. В то же время сама екатеринбургская ситуация настолько бьет по авторитету Русской Православной Церкви, что так или иначе из нее надо выходить. Известно, что накануне начавшегося 18 июля Синода владыка Никон написал рапорт с просьбой отправить его на покой. Для Синода это возможность наиболее мягкого выхода из ситуации: нет человека, нет проблемы. Но сегодня такое решение дает не так уж много. Уход "голубого" епископа заштат, пусть и по собственному желанию, но под давлением духовенства и прихожан будет сигналом для других епархий. И не исключено, что в ближайшем будущем Синоду придется разбираться с целым рядом подобных дел.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.