Опубликовано в Gazeta.Ru от 01-04-1999 (Выпуск No 023)
Оригинал: http://gazeta.ru/dossier/01-04-1999_polit.htm


Саша Шерман, <sherman@gazeta.ru>
Политические технологии

Для первоапрельского выпуска, наверное, стоило бы подобрать более смешную тему чем пресловутые "политические технологии", но при желании можно рассмеяться и от этой. В конце концов это словосочетание, замелькавшее в прессе в прошлом году со страшной частотой, вызывает действительно комичные ассоциации - надутое, как щеки лидеров "Правого дела", мудреватое, как широкой лоб начальника коммунистов и блестящее как лысина главного москвича, оно располагает к анекдоту. Что конкретно значат "политические технологии", никто честно не скажет. Спектр явлений, определяемых этим понятием, по-видимому простирается от черной магии телевизионных кукол до контрольного выстрела в затылок. Существует даже "Центр Политических Технологий", но там предлагают совсем другие услуги. ПиАр, ю андерстэнд?

Политические технологии - это круто. Мерещатся провода, вставленные в мозги и люди в белом и черном, движущиеся по виртуальной доске. Вчера я полистал русский Интернет, пытаясь понять что значат эти технологии "на самом деле". Нет никакого "самого дела" - как обычно. Зато есть много текста. Его я и предлагаю - вместо своего.

Новая Газета. Интервью с телерепортером, которое попавшись на глаза ведущего Досье не в добрый час, послужило толчком для дальнейших поисков "технологий".
У смерти всегда высокий рейтинг

- Право на информацию есть только у шефов информационного вещания крупных каналов? А мы получаем информацию дозированную?

- Телевидение - во всех странах - обслуживает определенные структуры власти, от этого никуда не деться. Прославленное Би-би-си - не исключение.

- Был ли у нас такой период, когда можно было делать абсолютно честные репортажи, без оглядки на политические технологии?

- В начале девяностых.

Зачем людям власть и сколько они готовы за нее платить?

Вестник: Современные политические технологии в России

...В среднем на одно место претендует около 10 человек (по Москве - 17), одновременно разыгрывается около трех тысяч мест - тридцать тысяч кандидатов. Цена одной выборной кампании на круг - 100 тысяч долларов, общие расходы - 3 миллиарда долларов. При советской власти выборы проводились пореже, а цена их была на порядки ниже.

Статья приводит следующую таблицу:

статьи расходов:%
гонорар менеджеров (1-3 человека)20
гонорар профессионалов (5-10 человек)10
оплата агитколлектива (30-200 человек)10
собственная газета5
другие печатные средства5
социо-культурные акции5
уличные праздники5
уличное телевидение5
другие СМИ5
итого мероприятия и акции70
  
накладные (командировочные, рента помещений, автомобилей с водителями,
оргтехники и средств связи) и непредвиденные расходы (судебные издержки и т.п.)
30
всего100

Вторая часть этой статьи перечисляет собственно технологии (СМИ, общественную работу, имиджмейкерство и пр.) и заканчивается выводом:

Политические выборы в России - своеобразная инъекция демократии во вполне тоталитарное и уже пованивающее государственное устройство. Когда наверху надоест эта процедура вливания и переливания, будет объявлено, что нам, де, нужны профессиональные политики, а не случайные люди, а потому теперь у нас будет предсказуемая демократия, самая демократичная в мире (см. конституцию Бухарина 1936 года).

Вложения в законодательство - федеральное и местное - наиболее безрисковые и перспективные инвестиции в России. Впрямую закон не купишь, но можно купить законодателя, не готового (мы - против коррупции), но как кандидата, что вполне легально и законно.

Новая газета 24 декабря 98: Кто контролирует телевидение – проигрывает выборы, или еще раз о политических технологиях

Регулярность, с которой те, кто уже контролирует телевидение, позорятся на выборах, в сочетании с упорным стремлением соискателей высоких должностей установить собственный контроль над СМИ позволяет говорить об устойчивом феномене...

...внушают оптимизм попытки коммунистов поставить под контроль государственное телевидение. Если это произойдет и коммунисты станут выступать на госканалах как хозяева, а не как бесконечно по делу и не по делу поносимая партия, от них отвернется даже их самый стабильный и массовый электорат – пенсионеры.

Русский Журнал (который очень интересуется политическими технологиями): Десять черт современной предвыборной кампании. В качестве десятой черты назван компромат (март 98 г.). Апологетический контекст.

То, что у нас компромат начинает тоже играть все большую роль, говорит о том, что мы постепенно избавляемся от советской веры в "совершенного" человека, в вождя. Постепенно народ начинает осознавать, что все кандидаты на любой пост - это люди и ничто человеческое им не чуждо...

Тот же журнал. Утечки информации в российской политике

...очень профессионально организуется "слив" компромата в прессу. Для некоторых близких к политике людей данная сфера стала источником очень неплохого заработка. А для политиков, которые не овладели нужным навыком и не имеют под рукой посредников, способных быстро оказать эту специфическую услугу, в "час икс" наступают тяжелейшие времена...

Две статьи из Московских новостей: Нам нужны честные и недорогие выборы

...эксперимент 1995 - 1996 годов. Тогда страна обзавелась огромным аппаратом дорогостоящих политических технологий. Тогда же власть заложила базу пирамиды ГКО, которая рухнула 17 августа. Именно в те годы ушли огромные средства из экономики на предвыборную агитацию.

Мораль по заказу

Накануне избирательного сезона 1999 - 2000 годов многие отечественные политконсультанты обеспокоены бурным развитием в стране так называемого черного пиара.

Наиболее развернуто о "политических технологиях" писал Эксперт ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Деятельность политических технологов ассоциируется с чем-то грязным, опасным и секретным. Представитель этой профессии кажется нам некоей демонической личностью, для которой цель (победа клиента) оправдывает любые средства.

Думать так есть все основания -- политические технологи почти никогда не дают интервью (за исключением тех случаев, когда в этом есть чисто технологическая необходимость) и неохотно делятся информацией даже друг с другом. Их постоянно "пасут" спецслужбы и криминальные группировки...

Элиты должны понять простую вещь: дешевая политика -- дешевая жизнь. Партийное или любое другое системное строительство требует инвестиций

По оценкам политтехнологов, следующие президентские выборы обойдутся России в 3 млрд долларов. Исход их решит электоральная целина - часть общества, которая не приемлет сегодняшний политический спектр

"Дешевая политика - дешевая жизнь"... Статья Эксперта направлена на раскрутку бизнеса "технологий", но надо признать - она действительно содержательна.

Кстати насчет раскрутки. Есть тенденция к "обелению" зловещего образа технологов. Пример (опять из РЖ): Рисуйте его большим!..

Все сложнее и интереснее, чем может быть описано клише. Любой гуманитарный бизнес, работающий с внутренним и внешним миром людей, в тысячу раз сложнее, чем производство упаковочных коробок, сверхъемких цистерн или даже фальшивых денег.

Бизнес паблик рилейшнз, или, как мы его называем - "развитие общественных связей", именно таков. Мы работаем с людьми. А там, где появляются люди - немедленно возникает все, что им присуще: страсти, страхи, деньги, неврозы, иллюзии, снова деньги и снова страсти. И тайны. Наша область необычна тем, что мы не особенно заметны, потому что заметны наши клиенты. Но при этом всем известно, что мы есть. А где есть, зачем есть, и чем занимаемся - не видно. Поэтому нас удобно представлять бармалеями.

Журнал с тихим названием Советник шепчет: Знакомьтесь: Центр политических технологий

Активное участие Центр принимал и в президентской кампании 1996 года: разрабатывали основные направления стратегии — биполяризация, антикоммунизм, повышение явки. Кроме того, Центр разработал идеологию, на которой базировалась избирательная кампания. 

Ну и наконец сам Центр.
ЦЕНТР ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • социально-политические и экономические исследования
  • политический консалтинг
  • социологические исследования
  • политгеографические исследования
  • паблик рилейшнз
  • консалтинговые услуги
  • маркетинговые исследования

    Центр политических технологий - независимый фонд. Его основа - сплоченные команды специалистов, готовые эффективно и профессионально выполнить поставленные задачи в любом регионе России и странах СНГ.

    Мобильная команда бойцов ПиАра и Учителей Власти. Разве это не фантастика? Мир будущего ждет вас, господа!

    Пишите нам: info@gazeta.ru
    Copyright © Gazeta.Ru
    RRU_Network
    При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.