Опубликовано в Gazeta.Ru от 11-08-1999 (Выпуск No 112)
Оригинал: http://gazeta.ru/comment/11-08-1999_Charity.htm


Андрей НАУМОВ, <mktpress@postman.ru>
Ловля клиента на конкурента

Дочка-червяк спрашивает маму-червяка: - Мам, а где папа? - Наш папа пошел с мужиками на рыбалку

Анекдот со смыслом

В полном соответствии с закономерностью, открытой одной очень интересной отраслью медицины, поближе к осени кое у кого начинается обострение хронических заморочек. Начало их внешних проявлений относится ко второй половине августа, совершенно очевидно тяготея к 17-19 числам.

В текущем году 19-го ожидалось не только подписание указа Президента о дате выборов (это правовое явление), но и подписание "Хартии профессиональной этики политконсультантов". Проект текста второго документа, а также некоторые познания в механизме функционирования рынка вообще и рынка предвыборных услуг в частности позволяют квалифицировать "Хартию" не как правовое явление, а как хитрую коммерческую уловку, имеющую к профессиональной этике весьма косвенное отношение.

Инициатором этой довольно удачной по своему замыслу пиаровской акции выступает московский предприниматель Гай Ханов. Мероприятие поддерживает руководитель одной из конкурирующих профессиональных ассоциаций политконсультантов, Александр Борисов. Однако истинным застрельщиком мероприятия является Центризбирком, перед которым Кремль поставил задачу не допустить бардака в ходе выборов.

Как видим, два события связаны не только хронологически. В то же время, разделяя озабоченность Кремля (пусть это сегодня звучит немодно), и поддерживая решимость ЦИКа, я не воспринимаю "Хартию" всерьез. Подобный документ должен фиксировать сложившиеся нормы в том или ином профессиональном сообществе, опираться на механизм приструнивания отступников, стыковаться с законодательтством и выдвигаться действительно ведущей профессиональной ассоциацией. Предлагаемый к подписанию документ нормы не фиксирует, а навязывает. При этом он не опирается ни на авторитет инициаторов, ни на реальные организационные возможности РАСО, ни на законодательство. Таким образом, документ, действительно нужный и власти и обществу, на деле оказывается волеиспусканием в атмосферу, по целесообразности конкурирующий с плеванием в потолок.

Оговорюсь: целесообразностей существует столько же, сколько и целей. То, что бесполезно для общества, весьма полезно для группы Г.Ханова -А.Борисова. Во-первых, "Хартия" - хороший "информационный повод", на котором можно построить целый PR-сериал и приподнять поникший в последнее время имидж РАСО. Во-вторых, акция полезна для привлечения новых клиентов к фирме Г.Ханова. В-третьих, "Хартия" может быть использована в качестве отправной точки для "сертификации" политконсультантов, - идея-фикс наших уездных "олигархов", уже подвергшаяся справедливой критике и осмеянию.

При всей кажущейся бездонности рынка выборных услуг, он ограничен, а в случае, если в августе-сентябре рубль снова рухнет, конкуренция среди политконсультантов будет просто сумасшедшей. В такой ситуации фирме, не имеющей общих коммерческих интересов с Г.Хановым и А.Борисовым, нет никакого резона подписывать предлагаемый ими документ. Это простейшая арифметика в пределах двух действий: чем больше клиентов придет к ним, тем больше уйдет от нас.

Тот, кто не понимает столь элементарных раскладов, не имеет права консультировать других и действительно заслуживает судьбы червяка на чужой рыбалке.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.